В целом методика работы со взрослыми и подростками ничем не отличается с точки зрения метода - группового психоанализа. Но все же при работе с подростками есть свои нюансы.
Если со взрослыми можно обсуждать практически всё, конечно, при условии, что они готовы обсуждать, то у подростков есть темы, на которые нужно разговаривать очень аккуратно. К таким осторожным темам относятся личные.
Набирая подростковые группы, не следует все возраста объединять в одну. Подростковые группы классифицируются по возрастам: 11-15 лет и 16-19 лет. Хотя разница небольшая, но значимая, пока они дети.
Дети очень чётко улавливают все эмоции человека, поэтому в отличие от Взрослых, которых я меньше посвящаю в своё эмоциональное состояние, с подростками чаще делюсь собственными эмоциями и чувствами. Например, если я расстроена или нахожусь не в ресурсе.
Подростки всё же ещё дети, им наоборот стоит показывать и рассказывать свои чувства. Таким образом строится доверие. Ведь формирование рабочего союза с подростками происходит значительно сложнее.
Дети и подростки не склонны к жалобам, поэтому их сложнее мотивировать на лечение.
Кроме того, дети и подростки чаще объясняют собственные проблемы внешними причинами. Для них не существует внутренних факторов, которые могут на что-то влиять.
Я подростков может быть настолько вовлечено в процесс психологической защиты, что терапевту сложно через него пробиться. Из-за этого возникают трудности при заключении терапевтического союза.
Способность к самоанализу в процессе терапевтически обусловленного расщепления Я у подростка, либо совсем не развита, либо сильно ограничена.
Подростковый период характеризуется специфическим отстранением от прошлого. Из-за чего необходимый терапевтический подход оказывается затруднённым.
Существует мнение, что перенос у взрослых и подростков отличается. Как правило, разногласия касаются форм переносов. Например, часто дискутируют на тему того, возможно ли развитие переноса или невроза у подростков.
Терапевту при работе с подростками необходимо быть гибким и активным при выборе методов.
Например, подростка нельзя подвергать точно также в фрустрации. Нет, использовать можно, но не следует испытывать терпение подростка. Применять длительные скучные паузы и так далее.
Кроме того, нужно осторожно использовать метод регрессии. Терапевт при работе с подростками должен опираться на реальность, помогать правильно её оценивать. Он способствует формированию и укреплению функции Я подростка.
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена.