Найти в Дзене
Дина Старовойтова

КОМПЬЮТЕР: ВРАГ ИЛИ ДРУГ?

Тему отношений с компьютером я периодически поднимала в блоге. Пока не произойдет смена поколений, она (тема) будет актуальной.

  • Как не проиграть битву?
  • Как избавиться от неприятных эмоций и страшных мыслей, глядя на играющего или зависающего в телефоне ребенка?
  • Как понять, когда вредно, а когда полезно?

⁃ попробуем разобраться.

Тема не на один пост. А начать я хотела бы с разбора распространенного примера из практики профориентации.

В большинстве случаев, увлечение компьютером воспринимается взрослыми, как нечто несущественное, опасное, деструктивное и бесполезное. Однако не все так однозначно плохо. Начиная анализ детских интересов со школы, переходя на дополнительные занятия, в итоге, мы приходим к обсуждению увлечений. И компьютерные игры являются одним из самых распространенных.

⁃ О! Игры. Расскажи во что играешь?
⁃ Вам что, названия говорить (практически в 100% случаев этот вопрос задается с нескрываемым скепсисом)
⁃ Не обязательно (взрослый умеет выдерживать эмоцию ребенка: скепсис, насмешка, удивление, раздражение - это не в мой адрес, это в адрес сложившегося опыта ребенка, связанного с интересом к его «несущественному» увлечению со стороны взрослого; поэтому я не реагирую на эмоцию, а поясняю, что мне нужно). Я не знаю всех названий. Мне интересней, что это за игра? Стратегия? Аркада? Песочница? Шутер? Квест? Симулятор? Сетевая или одиночная?
⁃ Я обычно играю в [название игры]. Это шутер.
⁃ А играешь один или с друзьями?
⁃ Не с друзьями, просто с людьми. Это сетевая игра.
⁃ Как думаешь, чем ты учишься, когда играешь? (Это абсолютно адекватный вопрос, без подкола или подтекста типа «ну чему там можно научиться-то?»)
⁃ Хм… наверное, понимать команду?
⁃ Возможно, как ты понял, что ты этому учишься?
⁃ Так нам надо договориться и правильно вести себя, чтобы добиться цели. Каждый должен понимать свою роль и наблюдать за противником. Я еще, наверное, учусь анализировать поведение других игроков.
⁃ Хорошо. Спасибо. А как думаешь, какая у тебя роль в игре?
⁃ Я обычно не лезу вперед. Ну то есть я не лидер. Но я всегда помощник лидера. Я не люблю, когда вся ответственность на мне, а вот разделить ее с кем-нибудь могу.
⁃ Отличный вывод. Интересно. Что еще можешь сказать по поводу опыта в играх?

Ну и так далее. По сути мне все равно, как называется игра, про что он. Мне важно, как человек в ней себя размещает, как он себя оценивает через игру и, если ему подсказать, что там есть чему поучиться - он выдернет оттуда хорошие навыки.

Первое, что нужно понять, в этой теме: мир никогда не будет прежним и сетевое пространство - это объективная реальность будущего поколения. Уметь себя там вести, понимать свою роль там - это хорошо. Рекомендую посмотреть ролик про метавселенную.

В этом эпизоде обсуждения я предлагаю вам посмотреть на игры не как на врагов, а как на инструмент, в котором ребенок может получить важные навыки, которые ему пригодятся в будущем. Оно будет отличным от того, к которому мы привыкли.

Но не все так однозначно. Уход от реальности — не самая лучшая стратегия. Даже если мир полностью погрузится в виртуальное пространство, реальность никуда не исчезнет и в ней все равно будут происходить различные процессы: как минимум, тут будут воспроизводится материальные блага. Поэтому не терять связь с реальностью важно. А вот о причинах, почему дети полностью стараются погрузиться в нереальный мир - я опишу в следующем посте.

Этим постом я хочу обратить ваше внимание на возможность:

⁃ Проявить интерес к интересу ребенка. Бонусы:

⁃ Так вы учите его, что можно интересоваться интересами других людей и, возможно, периодически разговаривая о его интересах, вы получите обратный эффект: он поинтересуется вашими интересами и вы сможете поделиться чем-то таким, что заинтересует его;

⁃ Узнавая о его интересах, вы услышите о том, чему он учится в процессе. Сумеете не обесценивать (делается это просто, фразами типа: «ну ты серьезно что ли думаешь, что вот этими игрушками ты там чему-то такому учишься?» и тп.) - получите больше уверенности в том, что ваш ребенок не просто «убивает время», а, наравне с игрой, получает пользу;

⁃ Сумеете искренне заинтересоваться увлечением, узнаете о том, что так привлекает, какие потребности удовлетворяет ребенок об игру. Сможете предложить альтернативу инструментам удовлетворения в реальной жизни. Вам любить играть, любить игры - не обязательно вообще. Важно любить ребенка и интересоваться тем, что он любит. А он может любить то, что не любите вы. Это нормально.

К этому тексту можно написать уточняющие вопросы. Уж раз взялись разбираться, давайте поработаем качественно💪