Найти в Дзене
Моя герцогиня

Принцесса Виктория Мелита: второй брак, русское подданство и дружба с Гитлером, предательство мужа

Добившись расторжения брака с Эрнстом Людвигом Виктория Мелита снова стала общаться со своим двоюродным братом из России, которого нежно любила в юности. Великий князь Кирилл Владимирович по-прежнему испытывал сильные чувства по отношению к Виктории Мелите и мечтал взять ее в жены. Однако не только православная вера и наличие предыдущего брака у потенциальной невесты стояли на пути у возлюбленных. Родители Великого князя были категорически против видеть принцессу в качестве своей невестки. Мать Кирилла Владимировича открыто сказала, чтобы сын сделал Викторию Мелиту своей любовницей, а женился на более достойной женщине. Однако самого князя такой вариант не устраивал. После нескольких месяцев безуспешных споров Кирилл Владимирович отправился на фронт, где получил сильное ранение. Вернувшись в Петербург и окрепнув он стал рваться в Кобург - родители были вынуждены уступить чудом спасшемуся сыну. «Для тех, на кого пала тень смерти, жизнь обрела новый смысл. Это как дневной свет. И тепер

Добившись расторжения брака с Эрнстом Людвигом Виктория Мелита снова стала общаться со своим двоюродным братом из России, которого нежно любила в юности. Великий князь Кирилл Владимирович по-прежнему испытывал сильные чувства по отношению к Виктории Мелите и мечтал взять ее в жены. Однако не только православная вера и наличие предыдущего брака у потенциальной невесты стояли на пути у возлюбленных.

-2

Родители Великого князя были категорически против видеть принцессу в качестве своей невестки. Мать Кирилла Владимировича открыто сказала, чтобы сын сделал Викторию Мелиту своей любовницей, а женился на более достойной женщине. Однако самого князя такой вариант не устраивал. После нескольких месяцев безуспешных споров Кирилл Владимирович отправился на фронт, где получил сильное ранение. Вернувшись в Петербург и окрепнув он стал рваться в Кобург - родители были вынуждены уступить чудом спасшемуся сыну.

-3
«Для тех, на кого пала тень смерти, жизнь обрела новый смысл. Это как дневной свет. И теперь я как никогда был близок к исполнению мечты всей моей жизни. Ничто не смогло бы изменить этого во мне. Я прошёл через многое. Теперь, наконец, будущее ясно лежит передо мной».
-4

Связать свои жизни узами брака Великому князю Кириллу Владимировичу и принцессе Виктории Мелите удалось лишь в октябре 1905 года. Церемония проходила в Германии в присутствии только ближайших родственников - матери невесты, ее сестры, дяди и близкого друга. Ни Виктория Мелита, ни Кирилл Владимирович не получали разрешения на брак у своих государей - короля Эдуарда VII и императора Николая II.

-5

Русский император был разгневан поступком двоюродного брата. В тот же день он лишил Великого князя всех воинских званий, отказался признавать брак и детей, рожденных в этом союзе, законными, а также запретил супругам въезд в Россию. Кирилл и Виктория Мелита были вынуждены поселиться во Франции и жить на средства, которые выделяли им их родители.

-6

В январе 1907 года Виктория Мелита приняла православное крещение и стала носить имя "Виктория Федоровна", чем несказанно обрадовала мужа и мать. А спустя месяц на свет появился первенец Кирилла и Виктории - новорожденную малышку назвали в честь бабушек с обеих сторон Марией. Через 2 года у маленькой Машеньки родилась сестренка Кира. Родители надеялись на появление на свет сын и планировали назвать его в честь отца Кириллом, но родилась девочка - имя решили не менять.

-7

В 1907 году император Николай II пересмотрел своего решение на изгнание родственников и позволил им вернуться в Россию, а также вернул Великому князю Кириллу Владимировичу звания и должности. В 1910 году супруги с детьми переехали жить в Санкт-Петербург, а мать Кирилла Владимировича Великая княгиня Мария Павловна ввела невестку в светское общество и помогла ей успешно влиться в императорский двор.

-8

С началом Первой мировой войны Великая княгиня Виктория Федоровна не осталась в стороне: помогала Красному Кресту, собирала медикаменты и организовывала работу приютов и домов ветеранов. Кирилл Владимирович был безмерно благодарен за это своей жене и не упускал возможности похвалить ее:

«Даки немало сделала для того, чтобы её отряд санитарного транспорта стал одним из лучших вспомогательных служб России. Он действовал с большой чёткостью и абсолютной надёжностью…».
-9

В феврале 1917 года Виктория Федоровна вместе с детьми и мужем находилась в Петрограде. Кирилл Владимирович в тот момент командовал морской гвардией, а вокруг становилось все беспокойнее. В марте того же года супруги узнали, что спустя полгода вновь станут родителями и стали задумываться о переезде в более спокойное место. Временное правительство позволило супругам покинуть страну, но никаких материальных ценность им вывезти не удалось, кроме пары драгоценностей, вшитых в одежду.

-10

В августе 1917 года в Финляндии Великая княгиня Виктория Федоровна подарила мужу долгожданного сына. Новорожденного назвали в честь деда Владимиром. Радость от появления наследника омрачало только ухудшение материального положения семьи - в 1918 году Виктория Федоровна вынуждена была написать письмо своей кузине в Швецию с просьбой прислать немного детского питания.

-11

В 1919 году Виктория Федоровна с мужем и детьми смогла перебраться в Германию, где объединилась со своей матерью Марией Александровной. Спустя некоторое время они вновь собрали вещи и поехали в Швейцарию к матери Кирилла Владимировича. Около года супруги проживали с ней, а в 1920 году, после смерти матери Виктории, вновь перебрались в Кобург, в унаследованную ей виллу. В Германии Виктория Федоровна стала посещать собрания национал-социалистических партий и поддерживать Гитлера.

-12

После гибели императора Николая II, его сына и брата Великий князь Кирилл Владимирович стал старшим мужчиной в роду Романовых. В 1924 году он самопровозгласил себя императором, жену - императрицей, дочерей - Великими княжнами, а единственного сына Владимира - цесаревичем. Виктория Федоровна поддерживала в супруге надежду о восстановлении монархии, активно путешествовала и искала поддержку в восстановлении власти.

-13

Не забыла Виктория Федоровна и о судьбе своих дочерей, которых мечтала выдать замуж за наиболее выгодных женихов. В ноябре 1925 года старшая Мария стала супругой наследника Лейнингенского княжества Карла III. К сожалению свадьбу второй дочери Киры Виктория Федоровна не дождалась. Ни для кого не было секретом, что любимцем матери был сын Владимир. Мальчик был окутан безграничным вниманием матери, заботой и любовью.

«Мы обожали наших родителей и их любовь к нам была безгранична. Все тяготы и горечь, что нам пришлось пережить в те годы, были полностью перекрыты нашей взаимной любовью. Мы гордились [ими]».
-14

Осознав, что былой жизни и возращения монархии они могут уже не ждать, Кирилл Владимирович и Виктория Федоровна осели в Франции и стали вести тихую и размеренную жизнь. Бывший князь много времени проводил за игрой в гольф, а княгиня была поглощена приемами, встречами и пикниками. Казалось, что супруги были счастливы, но на самом деле Виктория Федоровна закрывала глаза на измены мужа и сохраняла видимость семьи ради сына.

-15

В 1936 году княгиня поехала к старшей дочери в Аморбах для того, чтобы поприсутствовать на крестинах своей пятой внучки. Виктории Федоровна еще до поездки чувствовала недомогание, а в гостях у дочери у нее случился инсульт. К постели большой были срочно вызваны близкие родственники: дети, сестры и племянники. К сожалению было слишком поздно.

-16

После похорон Мария Эдинбургская говорила, что ее сестра даже на смертном одре не простила своему супругу измен: в чрезвычайно ослабленном состоянии и горячке она вздрагивала от прикосновений мужа. Кирилл Владимирович же после смерти жены не мог найти себе места на этом свете и всего говорил насколько он был одинок без своей супруги. Всего на 2 года князь пережил жену о которой вспоминал каждый день.

-17
«Редко встречаются люди, наделённые всеми щедротами души, ума и физической красоты. Даки обладала всем, даже в избытке. Редко кому выпадает счастье иметь такого спутника жизни — я был одним из этих счастливцев».