Найти в Дзене
fnvolga.ru

Недовольство согласных. Z-блогеры и ярые патриоты становятся оппонентами власти

   Рамзан Кадыров Фото t.me/RKadyrov_95
Рамзан Кадыров Фото t.me/RKadyrov_95

Специальная военная операция изменила многое, если не все в нашей стране. В том числе отмечены явления, которые вряд ли предполагались в начале СВО и, возможно, стали сюрпризом для самой власти.

Дело в том, что так называемые военкоры, Z-блогеры и ярые патриоты неожиданно стали, правда, не все, оппонентами власти. Хотя именно на них на первом этапе возлагалась задача продвижения в массы идей и целей СВО.

Но «перегруппировки» российских войск, «отходы на более выгодные позиции», оставление Изюма и Лимана вызвали у патриотической общественности приступ ярости, они стали искать виноватых и находили их среди командования российских войск. Конечно, можно было сделать вид, что ничего особенного не происходит, не замечать критику, тем более что у «военкоров» хотя и значительная, но все же ограниченная аудитория. К тому же все баталии проходят в социальных сетях, прежде всего в Telegram-каналах. Надо отметить, что патриотическое ядро никогда не было однородным. Американский Институт изучения войны (ISW) выделяет три основных фракции: военные блогеры и корреспонденты, бывшие военные, ветераны и политики, имеющие собственные силовые ресурсы — Евгений Пригожин, Рамзан Кадыров, ищущие способы повысить свою политическую значимость.

На первом этапе СВО эти фракции были солидарны, но когда начались сложности, между ними наметился раздор. Одна часть — блогеры и военкоры — по-прежнему славят армию, но уже с гораздо меньшим оптимизмом. Ветераны в основном сравнивают нынешнюю ситуацию со временами их службы, ностальгически отмечая, что тогда порядка было куда больше.

Одновременно самая мощная патриотическая фракция бросилась в атаку на генералитет. Глава Чечни Рамзан Кадыров опубликовал у себя в Telegram-канале пост, посвященный ситуации вокруг Лимана и не только ей. «Я не знаю, что докладывает МО РФ Верховному Главнокомандующему, но по моему личному мнению, надо принимать более кардинальные меры, вплоть до объявления военного положения на приграничных территориях и использования маломощного ядерного вооружения.

Не нужно каждое решение принимать с оглядкой на западно-американское сообщество — оно и так сказало и сделало многое против нас. Вчера парад в Изюме, сегодня флаг в Лимане, а завтра что?»

Это далеко не весь текст, и направлен он против российских генералов, в частности, против генерал-полковника Александра Лапина, который, по мнению Кадырова, отвечал за оборону Лимана. Мы не будем приводить детали, дабы не попасть под статьи о фейках и дискредитации, ведь то, что можно Кадырову, запрещено другим. Конечно, можно удариться в конспирологию и рассуждать, сам ли Кадыров писал гневный пост или транслировал чье-то мнение. По крайней мере, появление в тексте слова «непотизм» (кумовство) по меньшей мере, странно.

Кадырова моментально поддержал «повар Путина» Евгений Пригожин, который недавно признал, что имеет отношение к частной военной компании «Вагнер». Кстати о двойных стандартах: Пригожин выиграл едва ли не десяток судов у журналистов, которые утверждали, что он имеет отношение к ЧВК. Интересно, будут ли теперь пересмотрены приговоры и возвращены штрафы, вмененные судами?

Ответим сразу: конечно, нет. Так вот, Пригожин написал: «Рамзан, красавчик, жги, — и добавил, — всех этих ушлепков — с автоматами босыми на фронт».

Бунту согласных искали разные аналогии, хотя сходились во мнении, что подобное случилось впервые в России Владимира Путина. Чем-то это похоже на времена гражданской войны, когда командиры дивизий из вчерашних унтер-офицеров — вроде Василия Ивановича Чапаева — рвались в атаку и обвиняли в саботаже военспецов из бывших царских офицеров.

И, как принято в современной России, все стали ждать, как отреагирует Кремль, то есть его глашатай Дмитрий Песков. Понятно, что ждать каких-либо выступлений от Министерства обороны и Генерального штаба не было смысла. Песков взял некоторую паузу, а потом ответил. В традиционной своей манере — расплывчато и уклончиво, когда смысл надо искать между строк.

«Главы регионов имеют полномочия высказывать свою точку зрения, давать оценки. Это все-таки главы целых российских регионов, в том числе и Рамзан Кадыров, который, как вы знаете, с самого начала специальной военной операции очень много сделал и внес очень большой вклад в проведение [военной кампании]. И продолжает вносить».

Однако, добавил пресс-секретарь президента, «даже в тяжелые моменты все равно, наверное, эмоции должны быть исключены из каких-либо оценок».

Журналисты спросили, может ли считаться «проявлением эмоций» призыв Кадырова использовать в ходе специальной военной операции тактическое ядерное оружие. «У нас использование ядерного оружия происходит на основе того, что изложено в соответствующей доктрине. Каких-либо иных соображений здесь быть не может», — ответил Дмитрий Песков.

Обратите внимание, как осторожно высказывается Песков: «Наверное, эмоции должны быть исключены». И особенно порадовала фраза «Главы регионов имеют полномочия высказывать свою точку зрения, давать оценки».

Вы можете представить, как высказывает свою оценку хода СВО саратовский губернатор Роман Бусаргин или кто-то из его коллег? Определенно, подобное невозможно. Да, все главы регионов равны, но некоторые более равны, чем другие.

В целом же сложилась ситуация, повторим, впервые в современной истории, когда критике подвергается руководство российской армии. Причем критикуют не закоренелые оппоненты из числа недобитых либералов, а свои же, только более радикально настроенные. Понятно, что в поддержку Кадырова и Пригожина высказались многие.

Депутат Госдумы, генерал-лейтенант Андрей Гурулев: «Красный Лиман оставлен. Мне непонятно, почему за всё время не оценили правильно обстановку, не усилили группировку. Я согласен полностью с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым в этой части. Проблема не в том, что командующий группировкой Центрального военного округа неправильно оценил обстановку. Проблема в повальном вранье, докладе хорошей обстановки. Эта система идёт сверху вниз», — сказал в своем телеграм-канале. Понятно, кому досконально не знать обстановку как бывшему командующему 58-й армии. И еще представляется странным удивление экс-командарма: «Мне до сих пор непонятно, куда делись 1,5 миллиона комплектов [формы], которые хранились на пунктах приема личного состава. У нас сегодня проблемы то с формой, то ещё с чем-то. Оно всё было, оно куда испарилось-то? Это никто нигде никак ничем не может объяснить!», — сказал Гурулев на канале «Соловьёв Live».

Изумление генерала выглядит, по меньшей мере, странно. Ему ли не знать, что российские интенданты всегда воровали. И во время обороны Севастополя в середине позапрошлого века, и во время русско-японской войны, и во время Первой мировой. Только в Великую отечественную такого не было. Так что не стоит спрашивать, где полтора миллиона комплектов формы. В «военторгах», где их продают мобилизованным россиянам за три цены.

Вставил свои пять копеек лидер НОД, депутат Госдумы Евгений Федоров: «Война — слишком рискованное и ответственное дело, чтобы ее доверять военным. Нужен государственный комитет обороны. Как в Великую Отечественную войну».

Ярый сторонник власти политолог Сергей Марков вообще покусился на святое — брифинги генерала Игоря Конашенкова — начальника Управления пресс-службы и информации Минобороны.

«Сводки Минобороны необходимо изменить, потому что перечисление уничтоженных военных ресурсов противника настолько однообразно и не отвечает на вопросы о логике происходящего, что сводки Минобороны уже вызывают недоверие, и уж точно никому стали не интересны».

Еще резче в эфире канала «Соловьев. Live» оценил информационную активность Минобороны бывший заместитель главы ведомства, а сейчас глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов: «Надо перестать врать. Мы не раз об этом говорили. Но как-то не доходит до отдельных руководителей.

Мы это (речь идет о ходе СВО — ред.) узнаем от кого угодно — от губернаторов и военкоров. Но сводки Минобороны не меняются. Народ-то знает. У нас народ не глупый. И он видит, что ему не хотят говорить даже часть правды. Это может привести к потере кредита доверия!»

На местах тоже не молчат.

Победным и одновременно паническим настроением проникнут пост депутата Саратовской областной думы Александра Янкловича. В своем канале «Твои герои, Саратов» он пишет:

В нашей победе уверен, как и в том, что если перемены не произойдут «СВЕРХУ», то они 100% будут «СНИЗУ» и не всем верхним это понравится (если выживут). Пришло время Очищения, Перемен, время осознания и время сплочения. Иначе все погибнет». Мы, понятно, ощущаем, что сказано чересчур резко, но пусть разбираются знающие люди.

Последнее слово, по крайней мере, на текущий момент осталось за Рамзаном Кадыровым. Глава Чечни обещал отправить на фронт своих детей. «Несовершеннолетний возраст не должен мешать обучению защитников нашей Родины. Внукам Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова — Ахмату, Эли и Адаму 16, 15 и 14 лет соответственно. Но их военная подготовка началась еще давно, чуть ли не с малых лет.

Свои навыки Ахмат, Эли и Адам готовы применить в зоне СВО. И я не шучу. Пришло время показать себя в реальном бою, и это их стремление я только приветствую. Скоро они отправятся на передовую и будут находиться на самых сложных участках линии соприкосновения».

Вообще-то официально у нас войны нет, и надобности в сыновьях полка тоже нет. И непонятно — на основании каких законов Кадыров собирается отправить на СВО несовершеннолетних? Но, как нам представляется, в заявлении Кадырова есть как минимум два скрытых месседжа. Первый — дела идут так, что приходится отправлять в зону СВО мальчишек. Второе послание обращено к депутатам, чиновникам и так далее — я своих детей отправляю, а вы?

Если же отвлечься от деталей, то надо призанть, что мы столкнулись с новым явлением — общественным участием в самых сложных и серьезных процессах. Что-то подобное было в самом начале современной России, но потом исчезло, точнее, было заглушено, подавлено. Политолог Илья Гращенков пишет: «Похоже, что в обществе вновь растет запрос на критику власти, а вместе с ним и на политизацию самих общественных процессов. По сути, сейчас формируются новые группы оппозиции. Условная партия «рассерженных патриотов», как и партия «ржавых калашей», складываются по контурам противопоставления себя элите, хоть генералов, хоть военкомов, хоть владельцев военторгов в пять раз задравших цены. Но есть ведь и другие силы, которые всегда могут оппонировать, не по факту отсутствия у солдата сапог…»?

В «Московском комсомольце» тем временем появляется совершенно подобострастная статья «Почему Кадырову позволяют говорить правду об ошибках спецоперации в Украине Чеченский голос русского народа».

Вот цитата: «Кадыров делает то, чему никак не научатся (не хотят, боятся) наши руководители — честно говорит с народом… Вот так и получается, что слова, чуть коверкая и запинаясь на междометие «дон», произносит чеченец, а слышится — голос русского народа».

Похоже, что многие представители активной части населения — независимо от политических взглядов приходят к пониманию того, что перемены нужны. Одни этих перемен ждут, чтобы сохранить существующий порядок, другие — прямо с противоположной целью. При этом никто толком не понимает, какими именно должны быть перемены, смысл же не в том, чтобы убрать бездарных генералов или прекратить бардак в военкоматах. Ясно же, что это будет лишь симуляция перемен, камуфляж. И вот уже политический обозреватель телеканала «Россия», депутат Госдумы и один из самых заметных пропагандистов Евгений Попов пишет в заблокированной у нас сети: «Вернуть истинную свободу собраний, слова, силу независимым профсоюзам.

И главное — реформировать судебную ветвь власти, похоронив навечно телефонное право и палочную систему. Так победим». Интересно, что Попов до сих пор не заявлял, что его взломали.

О неясном стремлении русского человека к каким-то переменам, стремлении, которое ничем, как правило, не завершалось, 145 лет назад писал Салтыков-Щедрин: «Чего-то хотелось: не то Конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать».

СВО
1,21 млн интересуются