Умение вести переговоры с заказчиком — один из ключевых навыков для профессионалов в любой сфере. Нужно не только договариваться о стоимости услуг, но и корректно определять задачу. Это важно для комфортной работы и для успешной реализации проекта.
Сегодня мы отвечаем на вопрос, который появился в одном из профессиональных сообществ.
«Я как фрилансер замучался с клиентами, у которых специфичное представление о прекрасном. Вопрос к представителям агентств. Что вы делаете, когда уже есть предоплата и при этом клиенту категорически не нравятся ваши варианты дизайна, а то, что он предлагает – полный кринж?»
Представления о прекрасном субъективны, поэтому отталкиваться от них будет неверно. Дизайн решает поставленную задачу: повышать узнаваемость бренда или лояльность аудитории, доносить ценности продукта, снимать возражения потенциальных клиентов и др.
Рассмотрим два варианта действий.
Вариант 1. Задайте уточняющие вопросы
Если заказчик уже пришел к вам с идеями или отвергает ваши предложения по дизайну, задайте ему уточняющие вопросы в открытой форме, предполагающей развернутый, а не односложный ответ.
Например, вы обсудили проект и подготовили макет сайта в черно-оранжевой гамме, отрисовали иконки под дизайн. От заказчика приходит: «Нет, мне не нравятся иконки. Перекрасьте в ярко-зеленый». Вместо того, чтобы убеждать его в чем-то, задайте вопрос: «Почему именно ярко-зеленый? Как этот цвет повлияет на вашу аудиторию?».
В зависимости от ответа можно выстроить диалог дальше, скорректировать действия или задачу и прийти к конкретному решению.
Если заказчику посоветовали добавить зеленый, потому что он лучше продает, а сайт имиджевый, предложите еще раз обсудить задачи сайта. Если сочетание черного и оранжевого кажется мрачным и поэтому хочется добавить яркого-зеленого, сделайте дизайн светлее.
Всегда исходите из решения задачи клиента и не бойтесь задавать вопросы, это поможет сократить количество спорных моментов и повысит вашу профессиональную репутацию.
Вариант 2. Обсудите заранее все детали
Если заказчик только пришел к вам, и вы еще ни о чем не договорились, потратьте время, чтобы обсудить задачу как можно детальнее до того, как заключать договор.
К примеру мы, чтобы сделать сотрудничество комфортным, придерживаемся такого плана работы:
- Конфколл по вопросам брифа. Собираем как можно больше информации: о продукте, о том, как работает заказчик, какие цели и задачи ставит перед проектом, какие проблемы он хочет решить, какая ситуация у него сейчас.
- Анализ конкурентов и рынка с позиции целевой аудитории: что пользуется популярностью, какие есть современные требования или решения, что отмечают пользователи продукта.
- Резюме и техническое задание. После обсуждения проекта мы составляем резюме, в котором фиксируем основные моменты и важные замечания, и коммерческое предложение с техническим заданием, которое утверждаем у клиента.
Если наш совет был полезен, не забудьте поставить лайк, и подписывайтесь на нашу страницу во ВКонтакте, чтобы получать больше профессиональных советов и быть в курсе новостей.