22 октября
1730 год, в этот день было закончено строительство Староладожского канала, водного пути, соединяющего реки Волхов и Нева. На начало XVIII века этот канал был крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе. Он был создан по приказу Петра Первого, желавшего организовать водную торговлю с европейскими странами по Балтике. Канал оставался важнейшей транспортной артерией вплоть до открытия Новоладожского канала, после которого старый канал был заброшен и частично пересох и зарос.
В 1784 году русские промысловики организуют поселение на североамериканском острове Кадьяк, расположенном у южного побережья современной Аляски. Промысловики занимались добычей бобров и меновой торговлей с аборигенами. Кадьяк являлся частью так называемой Русской Америки, владений Российской Империи на североамериканском континенте включавшей в себя Аляску, Алеутские острова и Архипелаг Александра. Все эти земли были проданы в 1867 году США, в том числе и остров Кадьяк.
Гулльский инцидент. 22 октября 1904 года произошло событие, ставшее позорной страницей в и так оказавшейся трагической судьбе Второй тихоокеанской эскадры. Находясь у берегов Англии, которая поддерживала дружественный нейтралитет с Японией, командование русской эскадры опасалось диверсионного нападения японских эсминцев. В результате повышенных мер безопасности в темноте за диверсантов были приняты рыбацкие суда по которым в условиях ночи и тумана была открыта беспорядочная стрельба несколькими судами эскадры. Огонь вёлся в течение двадцати минут. После этого рыбаки были наконец опознаны, и стрельба прекратилась. Из-за разразившегося скандала в Англии начали называть русскую эскадру «Флотом Сумасшедших», и начали возникать требования об отправке её назад на Балтику. В Гульском инциденте погибло 2 рыбака, ещё 6 было ранено и потоплено одно рыбацкое судно. Российская империя заплатила штраф в размере 65 тысяч фунтов стерлингов, и на этом инцидент посчитали исчерпанным. Вторая тихоокеанская эскадра же продолжила свой поход.
23 октября
1937 год. В этот день начался ставший впоследствии легендарным во всём СССР дрейф ледоколов «Георгий Седов», «Садко», и «Малыгин». Суда были затёрты льдами неподалёку от западного побережья острова Бельковского. Все попытки вырваться из ледового плена провалились, и уже 30 октября по радио было принято сообщение о переходе на зимовку в сложившемся положении. Всего на кораблях оказалось 217 человек. Дрейф продолжался 812 дней, и за это время было пройдено 3307 морских миль и произведено множество научных изысканий по природе северного полушария. Так, например, была окончательно развеяна теория о существовании легендарной земли Санникова. Освободить суда удалось лишь 13 февраля 1940 года, с помощью новейшего ледокола «Иосиф Сталин». В СССР высоко оценили научный вклад и мужество участников дрейфа, само судно «Георгий Седов» было награждено Орденом Ленина. Ещё 15 человек из его экипажа были награждены медалями «Золотая Звезда», с присвоением звания Героя Советского Союза. Также в честь этого события острова, открытые участниками экспедиции во время дрейфа вдоль Северной Земли, были названы архипелагом Седова.
23 октября 2015 года сильнейший тропический циклон за всю историю наблюдений в западном полушарии обрушился на побережье Мексики. Ураган Патрисия на данный момент считается самым мощным за всю историю наблюдений. Сила ветра во время удара стихии на побережье достигала 345 км\ч, с порывами до 400 км\ч. Патрисия разрушила более трёх тысяч домов, пострадало имущество более десяти тысяч человек, и 13 человек погибли. Всего, по более поздним подсчётам, ущерб от стихии составил около полумиллиарда долларов.
24 октября
В этот день выходит в поход Вторая Испанская Армада, чтобы атаковать побережье Англии. В состав испанского флота было включено около 130 кораблей и примерно 20 тысяч человек. По донесениям шпионов, вторжение было бы неизбежным, однако английские адмиралы успокоили королевский двор, заявив, что из-за осенних штормов этого не случится. Так и произошло. Армада достигнув мыса Финистерре, расположенного на северо-западном побережье Испании, попала в сильный шторм. Эскадра оказалась рассеяна и лишь через несколько дней удалось подсчитать размах потерь. Было потеряно 5 крупных галеонов, 38 судов более мелкого тоннажа были или потоплены или тяжело повреждены, погибло более пяти тысяч человек. Ни о каком продолжении похода не могло быть и речи. После того как испанский король узнал о случившемся, он скрепя сердце отменил поход. Таким образом, лишь внезапно налетевший шторм предотвратил неминуемую высадку испанских сил на английских островах, что могло бы изменить всю дальнейшую историю Европы.
24 октября 1911 года, «Терра Нова». В этот день вышла в поход экспедиция Роберта Скотта с барка «Терра Нова», доставившего их к побережью. Цель экспедиции — достигнуть Южного полюса, что было в большей степени политическим жестом. Однако результате оказался трагическим. Скотт и его люди сумели достигнуть полюса, но обнаружили, что до них там побывали норвежцы под предводительством Руаля Амундсена. На обратном пути экспедиция погибла в полном составе. Сам же барк из-за раннего наступления холодов был вынужден уйти, не забрав изо льдов ещё одну группу исследователей под командованием Виктора Кэмпбелла. Эта группа успешно смогла перезимовать, сумев преодолеть 370 километров по ледяной пустыне до острова Росса, где за год до этого был заложен склад провианта. Благодаря этому вся группа исследователей смогла выжить. «Терра Нова» после окончания экспедиции был выкуплен её предыдущим владельцем и продолжил промысел тюленей вдоль побережья. В истории же он остался кораблём, привёзшим окончившуюся трагедией экспедицию Роберта Скотта на берега Антарктики.
25 октября
В 1747 году состоялось второе сражение между британским и французским флотом у мыса Финистерре. 14 линейных кораблей англичан сумели перехватить конвой из более чем 250 торговых судов Франции под охраной 8 линейных кораблей, направлявшихся в французские колонии. Этот бой произошёл в рамках войны за австрийское наследство 1740–1748 гг. В результате боя 6 линейных и 7 транспортных кораблей французов было захвачено. Оставшаяся часть конвоя, сумевшая уйти и продолжившая свой путь в Вест-Индию, была перехвачена британскими судами позже. Это сражение окончательно утвердило полный контроль англичан над Ла-Маншем. Французские же колонии, лишённые поддержки из метрополии, быстро пришли в упадок, что и повлияло на результат войны. Эти события стали разрушительными для французской экономики, что и повлияло на решение прекратить войну и подписать мир на выгодных для англичан условиях.
1943 год, 25 октября, Филиппинское море. В этот день произошло ночное сражение в проливе Суригао, ставшее частью более глобальных боевых действий, известных как битва при Лейте. Соединение под командованием адмирала Нисимуры было обнаружено американскими самолётами-разведчиками, и на его перехват были выдвинуты корабли адмирала Олдендорфа, в составе 6 линкоров и 8 крейсеров. В ночном бою японские суда подверглись атаке торпедных катеров, что привело к попаданию торпед в линкор «Фусо». Он, загоревшись и разломившись надвое, быстро затонул. Затем торпеды попали и в его систершип — «Ямасиро». Второй линкор также попал под плотный огонь всего американского соединения и новые торпедные атаки. Через два часа после гибели «Фусо» погиб и его собрат. Также в этом бою были потоплены и несколько японских эсминцев из группы сопровождения. Примечательно то, что все линкоры США, участвовавшие в этом бою, были так или иначе повреждены при атаке Пёрл-Харбора, но позже отремонтированы и вновь введены в строй.
26 октября
1597 год, чудо при Мённян. В это день прославленный герой Кореи и легендарный адмирал Ли Сунсин одержал одну из своих самых громких побед на море, которую даже его современники быстро назвали чудесной. Под его началом были лишь остатки флота — после поражения от японских сил, и его 13 судам противостояло около 130 боевых судов японского флота и ещё 100 транспортных судов, по разным источникам. Точная их численность неизвестна, однако почти все документы сообщают что превосходство японцев над корейцами были как минимум десятикратным. Тем не менее, корейский адмирал сумел одержать победу — благодаря судам типа пханоксон, представлявшими собой фактически плавучие крепости, вооружённые множеством артиллерийских орудий. Тогда как японские силы были представлены в основном малоразмерными судами или же перевооружёнными гражданскими. Итогом боя стала гибель более 30 японских кораблей, тяжёлое ранение их адмирала и смерть множества офицеров, после чего последовало беспорядочное отступление. Этот бой стал одной из самых знаменитых побед во всей карьере Ли Сунсина, что впоследствии и сделало его национальным героем как Северной, так и Южной Кореи.
1988 год. В этот день двумя советскими ледоколами по просьбе госдепартамента США была оказана помощь трём серым китам, которые попали в ледовый плен и оказались заперты паковыми льдами у побережья Аляски, рядом с мысом Барроу. Обнаруженные киты за полмесяца до этого неоднократно пытались выбраться из ловушки, однако безрезультатно. Так же безрезультатными оказались и попытки местных жителей и рыбаков, пытавшихся подорвать лёд или разрезать его с помощью ручных инструментов. За время плена самый младший из китов погиб. Однако 28 октября подошедшие советские ледоколы сумели разрушить лёд, и очистить достаточно большой промежуток в нём, чтобы киты смогли выбраться. К утру 29 октября воздушная разведка доложила о том, что киты ушли в открытый океан. Эта операция стоило американскому правительству около миллиона долларов и критиковалась некоторыми людьми как бесполезные траты. Однако большая часть общественности положительно отнеслась к этому событию. Один из американцев, впечатлённый действиями советских моряков, в благодарность создал скульптуру с тремя выныривающими из воды китами и подарил их Владивостоку, порту, к которому были приписаны советские ледоколы. Эта скульптура, созданная из дерева, начала разрушаться, и на данный момент во Владивостоке экспонируется её бронзовая копия.
27 октября
1912 год, неподалёку от побережья Ирландии. В этот день английский линкор HMS Audacious наскочил на мину, которую выставил в этом районе германский минный заградитель. Капитан корабля попытался подвести тонущий линкор к берегу, однако быстро затопленное машинное отделение оставило его без хода. Попытки судов сопровождения взять его на буксир провалились, тросы раз за разом оказывались порваны. Борьба за живучесть корабля продолжалась весь день, и лишь к семи часам вечера, когда корма судна ушла под воду, был отдан приказ покинуть корабль. Через два часа он перевернулся и затонул, при этом от осколка погиб один из офицеров на крейсерах сопровождения. Это была единственная жертва гибели линкора. Audacious стал первым линкором в истории, погибшим в ходе боевых действий.
В этот день 1728 года в Великобритании родился ставший впоследствии всемирно известным исследователем Джеймс Кук. Кук за свою карьеру совершил множество географических открытий, исследовал и нанёс на карту побережья Ньюфаундленда, Канады, Австралии, Новой Зеландии, а также западное побережье Северной Америки, Тихого и Индийского океанов. Благодаря его навыкам и точности в картографии карты Кука долго оставались самыми точными и подробными и использовались вплоть до конца XIX века. Исследователь был известен своими дружелюбным и терпимым отношением к аборигенам, что неоднократно выручало его в походах, но в конце концов и привело к гибели — от рук гавайцев в 1779 году.
1988 год. В этот день советская подводная лодка С-363 из-за неисправности навигационного оборудования и ошибок в связи села на мель в территориальных водах Швеции, неподалёку от военной базы Карлскруна. Этот инцидент привёл к раздуванию множества теорий в шведских СМИ: о том, что в это время на военной базе проводились испытания нового вида торпед, и что присутствие советской субмарины не может не иметь какой-либо связи с этим. Капитан советской лодки на протяжении десяти дней отказывался от помощи шведов в снятии лодки с мели, и лишь после, поняв, что своими силами сделать ему это не удастся, согласился. С-363 была снята с камней и своим ходом дошла до порта приписки в Лиепаи. В советских СМИ за этот инцидент лодку шутливо прозвали «Шведским Комсомольцем». После своего списания субмарина была выкуплена и привезена в Швецию где какое-то время экспонировалось в музее Соммаарланд.
28 октября
В 1492 году Христофор Колумб высаживается на побережье Кубы, считая, что достиг Китая. Он описывает дома жителей, построенные из веток и тростника, и, не найдя у них пряностей, золота или же крупных городов, решает, что он наткнулся на самую неразвитую часть Азии. После чего он решает отправиться восточнее, где, как он предполагал, находится куда более богатая Япония.
В этот же день, но уже в 1520 году, Фернан Магеллан достигает Тихого океана, обогнув Южную Америку. Следуя дальше через Тихий океан, Магеллан обнаружил на островах не только неизвестные племена, но и тех, кто разговаривал на одном языке с его рабом – Энрике де Малаке, родившимся в Суматре. Возможно, Энрике был первым человеком, совершившим кругосветное путешествие. Сам Магеллан не дожил до его окончания, погибнув в одном из столкновений с местными племенами. Однако его команда продолжила движение на запад, и 6 сентября 1522 года единственный корабль из экспедиции Магеллана, «Виктория», добрался до Испании, став первым судном, совершившим кругосветное путешествие. На корабле осталось всего лишь 18 выживших.
29 октября
В этот день в 1955 году ранним утром произошёл взрыв на советском линкоре «Новороссийск», находившемся в этот момент в гавани Севастополя. По современным оценкам, мощность детонации — более тонны взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Из-за образовавшейся в носу пробоины корабль начал быстро уходить под воду. Спустя полминуты раздался ещё один взрыв по левому борту. Сразу после этого корабль пытались отбуксировать на мелководье, однако прибывший на место происшествия вице-адмирал Пархоменко приостановил этот приказ. По его же приказу было приостановлена эвакуация моряков с судна. Эта задержка впоследствии критиковалась и стоила Пархоменко понижения в звании. Уже через два с половиной часа линкор повалился на борт и лёг на грунт. Всего в этой трагедии погибло 617 человек, 60 из которых были членами спасательных партий, остальные — частью экипажа линкора. В последующих разбирательствах так и не удалось выяснить окончательной причины произошедшего. Выдвигаются разные версии: от забытой мины ещё со времён Великой Отечественной войны, до диверсии со стороны итальянских спецслужб, не желавших, чтобы бывший линкор Италии находился в руках СССР.
29 октября 1998 года на побережье Гондураса обрушился пришедший со стороны Атлантики ураган Митч (Hurricane Mitch). Скорость ветра урагана достигала 285 км/ч, и он причинил катастрофические разрушения. Обрушив всю свою силу в основном на территорию Гондураса, он, по словам президента этого государства, «отбросил развитие страны на 50 лет назад». Митч разрушил более 35 тысяч домов, оставил без крова более полутора миллионов человек, то есть примерно 20% всего населения страны. Почти 70% всей транспортной инфраструктуры страны были разрушено или повреждено, более 11 тысяч человек погибло. Общий ущерб от его буйства, по поздним подсчётам, составил более 6 миллиардов долларов. Митч является восьмым по величине ураганом, пришедшим из Атлантики за всё время наблюдения. Однако по своим жертвам и объёмам последствий он уступает лишь «Великому Урагану» 1780 года.
30 октября
Этот день официально считается днём основания Российского военно-морского флота. 30 октября 1696 года Боярская дума по настоянию Петра Первого приняла историческое решение, оставшееся в источниках как «морским судам — быть». В России не раз препринимались попытки создать свои военно-морские силы, однако в условиях феодальной раздробленности между княжествами Руси и отсутствием постоянного выхода к морю подобные проекты обычно долго не существовали. После же указа Петра Первого флот, первоначально построенный для покорения Балтики, ведёт свою историю до наших дней. В этот день также отмечают свой профессиональный праздник моряки-надводники.
1954 год, небо над Атлантикой. В этот день транспортный самолёт ВМС США Lockheed R7V-1, с 42 людьми на борту, без вести пропал над океаном. Рейс следовал курсом из США в Марокко. Находясь в хороших погодных условиях и имея хорошую сводку по погоде, рейс вышел на связь в 23:30 по местному времени, то есть через два часа после взлёта, и доложил о том, что всё в порядке. Больше после этого связаться с ним так и не удалось. Через несколько часов на поиски не выходящего на связь самолёта были высланы силы спасателей. Была тщательно прочёсана территория около 190 квадратных километров. На борту самолёта был груз, имевший положительную плавучесть. Он остался бы на поверхности воды долгое время, что позволило бы спасателям обнаружить место катастрофы даже спустя много дней. Однако поиски, продолжавшиеся до 4 ноября, не дали никаких результатов. Самолёт просто исчез безо всяких следов. Спасательные работы были прекращены из-за ухудшившейся погоды, а официальной версией гибели самолёта стали с внезапно ухудшившиеся погодные условия, после чего он потерял управление и разбился. Однако так и не было найдено ни обломков, ни тел, свидетельствующих о гибели борта. Это загадочное исчезновение до сих пор не имеет объяснения, разрешившего бы все вопросы, однако очень популярно у любители конспирологии и теорий об аномальных воздействиях. Дело в том, что пропажа R7V-1 произошла неподалёку от так называемого Бермудского треугольника.
31 октября
1941 год, побережье Исландии. В этот день немецкая субмарина U-552 потопила американский эсминец USS Reuben James (DD-245). Эсминец сопровождал британские конвои, и формально США тогда не были в состоянии войны с Германией. После попадания торпеды детонировал боезапас, и корабль буквально взлетел на воздух, из 144 членов экипажа 100 погибли. Гибель эсминца стало первой гибелью корабля во флоте США во Второй мировой войне. Это произошло за шесть недель до формального объявления войны между Германией и США.
31 октября 1999 года молодой яхтсмен из Австралии немецко-австралийского происхождения Джексси Мартин возвращается в Мельбурн. В этот день окончилось его 328-дневное путешествие на одноместной яхте «Львиное Сердце» (S&S 34 Lionheart-Mistral). Отправившись в поход 16-летним, он по возвращении попал в книгу рекордов Гиннесса — как самый молодой человек, совершивший кругосветное путешествие в одиночку под парусом. На сегодняшний день это достижение так и остаётся непревзойдённым. Сам же Мартин написал по своим воспоминаниям книгу Lionheart: A Journey of the Human Spirit, на основе которой уже чуть позже сняли документальный фильм.
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал!