Доходный дом и аптека А.В. Пеля – непременный пункт путеводителя по мистическому Петербургу. От старинной аптечной утвари, с её склянками, порошками и травами, изначально веет чем-то колдовским, а тут ещё целая история про опыты в алхимии, о дружбе аптекаря с грифонами, прилетающими к башне котельной в ночи.
Ещё здание занимает почётное место среди адресов, обязательных к посещению почитателями эстетика модерна.
Фасады, облицованные плиткой, в мастерской Фролова, изящные эркеры, увенчанные куполообразными башенками. В своей устремленности вверх они вторят мотиву, заданному колокольней Андреевского собора, высотной доминантой района.
Ценители подробностей культуры и быта разных эпох стремятся попасть на экскурсию в колоритный музей-аптеку, где сохранился торговый зал и воссозданы многие детали интерьера. Высокие деревянные прилавки, механический кассовый «Националь» с ручкой. В программе занимательные аналогии с днём сегодняшним и наглядность пути, который проделала фармацевтическая мысль.
По фасаду здания прочитывается очень многое. Есть надпись шрифтом в дореволюционном стиле : "Аптека профессора доктора Пеля и сыновей".
Примечательно, что строительство здания было завершено уже после смерти заказчика. Но само семейное дело, развернувшееся на Васильевском острове, имеет солидную историю в семьдесят лет.
В мозаике изображён фамильный дворянский герб, напоминающий о сословной принадлежности династии фармацевтов, а также императорский герб. Александр Пель был поставщиком Двора Его Императорского Величества. Обстоятельство, свидетельствующее об успешности и престижности производства.
Под кровлей можно различить латинское изречение «Ora et labora», что значит «молись и трудись». Считается, что это духовная формула старейшего в Римско-Католической церкви монашеского ордена бенедиктинцев. А в Средневековье изречение пользовалось популярностью у алхимиков (совпадение?) Но хочется провести параллель со словами императора Петра I.
Так он напутствовал поданных, собравшихся по случаю торжественного спуска на воду корабля «Шлиссельбург» в 1714 году:
«Теперь пришла и наша череда, ежели только вы захотите искренне и беспрекословно вспомоществовать намерениям моим, соединя с послушанием труд, памятуя присно латинское присловие: Ora et labora-«молись и трудись», и твердо надеяться, что, может быть, еще на нашем веку вы пристыдите другие образованные страны и вознесете на высшую степень славу русского имени».
Петербург действительно стал эпицентром научных открытий и технического прогресса.
Аптека Пеля – это не только история о таланте в ремесле, о том, как дети продолжают дело отцов. Это ещё про умение сочетать научную базу своей деятельности с коммерческой ловкостью. Кстати, если судить по популярности экскурсии по аптеке, эхо того коммерческого успеха доносится до наших дней.
Основатель аптеки Вильгельм Пель - выпускник фармацевтического факультета медико-хирургической академии. Тогда под её нужды начал застраиваться участок в районе седьмой линии Васильевского острова.
Но настоящий размах дело приобрело при его сыне Александре Пеле.
Комплекс составляли лавка, производство, исследовательская лаборатория ( в ней работало 200 сотрудников). Пель собрал научную библиотеку и учредил фармацевтический журнал, первый номер которого был открыт письмом Дмитрия Ивановича Менделеева, с которым Пель поддерживал общение.
Ну а теперь про маркетинговые достижения и особенности производства.
Самое известное лекарство, востребованное в том числе на заграничном рынке, - «Спермин Пеля». Приём лекарства сулил успехи в борьбе со «старческой дряхлостью, неврастенией, половым бессилием, истощением и худосочием». Считается, что это был некий фармацевтический предшественник «Виагры».
Противозачаточные средства тоже производились и пользовались спросом.
Сами лекарства имели удобную в потреблении форму: таблетки, желатиновые капли, драже.
Гематоген не был изобретением Пеля. Но смешивать бычью кровь с какао – его идея. Вообще кровь и органы животных активно использовались в производстве. Без муравьиной кислоты и змеиного яда тоже не обходилось.
Безусловно, время поменяло представления о безопасности и вреде препаратов. На рубеже веков в широкой практике была терапия наркотическими веществами. Неврастению лечили морфином, героином даже, в ходу был конопляный сироп.
Ходовым товаром среди привилегированной публики было драже с сусальным золотом. Такая красивая блестящая баночка стоила четырёх месячных зарплат рабочего.
Хвойный экстракт изготавливался в аптеках с первых дней Петербурга. Это средство профилактики цинги было актуально и в начале двадцатого столетия.
Стабильный доход приносила продажа мятного зубного порошка и продажа желейных капсул с рыбьим жиром.
Промывание носа солевым раствором практиковалось и тогда. В ассортименте аптеки вы бы нашли «Физиологическую соль профессора Пеля».
Если говорить о производстве, то там были технические нововведения, облегчавшие труд работников. Например, машина Э.Ленца, измельчавшая и дробившая компоненты, таблетизирующая машина. На этом поприще Пель сотрудничал с другими фармацевтами, участвуя технически в их производственном цикле.
Тут же работала и стеклодувная мастерская, производящая баночки, скляночки, футляры для лекарственных средств. Картонные упаковки тоже производились при аптеке.
Очень много энергии Пель направлял на вопрос стерилизации и безопасного хранения. Из этих усилий родились стеклянные аптечные ампулы. Важным предметом исследований была и дозировка лекарств.
Пель лично проверял качество сырья. Оно поставлялось с аптекарских огородов, например, из Царского села или Аптекарского острова. Вариант использования импортного сырья повышал стоимость конечного продукта. Логистика была непростой и дорогостоящей. Пель также умел перевести свою научную деятельность в сферу услуг.
Так, производились анализы воздуха, воды Петербурга и других городов России. Проверялось качество продуктов. Бедным эта услуга оказывалась бесплатно. Малоимущим предлагалось за вознаграждение участвовать в испытании лекарств. А лечение могло проводиться безвозмездно.
Химико-аналитический отдел занимался судебно-химическими анализами и исследованием аптечных товаров.
После революции аптека была национализирована. Тем не менее, сегодня есть возможность приблизиться к реальности и атмосфере ушедшей эпохи, посетив музей или просто пройдя мимо узнаваемого фасада дома А.В. Пеля на Васильевском острове.
Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал и приходите на бесплатные экскурсии Открытого города.
Автор публикации: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии, гид по Санкт-Петербургу.