Найти в Дзене
Детство с Олей

Йоко Оно: родом из детства. Как девушка, пережившая войну и дискриминацию, стала мощной художницей и знаменитой пацифисткой

Захотелось рассказать вам про Йоко Оно. Все знают ее преимущественно как жену Джона Леннона, а это несправедливо по отношению к этой талантливой художнице..

Поэтому знакомьтесь…

ЙОКО ОНО — АВАНГАРДИСТКА, ПАЦИФИСТКА И РОДОНАЧАЛЬНИЦА ПЕРФОМАНСОВ

Именно Йоко Оно впервые выступила с тем, что сейчас называют перфомансами, а по сути это допуск зрителя в личное пространство художника и приглашение зрителя в соавторы. Именно Йоко Оно  принадлежит первый задокументированный перфоманс в истории искусств. Осень 1955 года, Нью-Йорк, «Свет: зажгите спичку и смотрите, как она гаснет».  Хотя можно ли сказать «принадлежит» по отношению к жанру перфоманса и к тому, что делала Йоко Оно?

Известность же к ней пришла после перфоманса «Отрежь кусок», 1964 год, Токио. Вот как описывают этот перфоманс: «Художница сидела на коленях в центре зала, рядом лежали ножницы, и каждый посетитель мог подойти к ней и отрезать любой кусок ее одежды. Акция продолжалась до тех пор, пока на ее теле ничего не оставалось.» 

Перфомансов было много. Перфомансы Йоко — как ожившие и воплотившиеся в пространстве, во времени и отношениях между людьми хокку. Философские, художественные, пацифистские. Вызывающие непонимание и будоражащие. На первый (особенно западный) взгляд иногда примитивные, но, как и в хокку, с обнаженным глубинным смыслом, который на самом-то деле восходит к простоте, а не к усложнениям, и не к реальности, а к ее восприятию.

Феминизм и пацифизм. 

Значительная часть труда, общественно-политического активизма и искусства Йоко Оно — это борьба за права женщин и открытые высказывания, которые остались в истории. К примеру, песня Йоко Оно Sisters, O Sisters, которую она спела под музыку Джона Леннона и группы Elephant's Memory, — это месседж, адресованный женщинам и содержащий призыв к сплочению, то есть самый что ни на есть прямой феминизм. Впервые Йоко оно спела Sisters, O Sisters в 1971 году, в разгар второй волны феминизма на Западе, которую еще называют феминисткой революцией.

Именно тогда Верховный суд США, где жила Йоко, объявил дискриминацию по признаку пола неконституционной, поправка о равных правах прошла через Палату представителей и Сенат

За год до этого Йоко выступила с манифестом о свободе, в котором заявляла: «Это общество — то самое общество, что убило женскую свободу, оно построено на женском рабстве. Если мы попытаемся достичь нашей свободы в рамках существующей сейчас социальной структуры, мужчины, которые управляют обществом, будут продолжать указывать нам место в их мире».

Уже в зрелом возрасте Йоко Оно организовала масштабный женский проект под названием «Восставая». Вот как об этом писали: «Она предложила женщинам со всего мира анонимно прислать свои истории и фотографии глаз: «Женщины всех возрастов, из всех стран мира, вы приглашены оставить завещание об обидах и вреде, которые были нанесены вам лишь за то, что вы женщины». Интерактивная инсталляция, в которую вошли рассказы о пережитом насилии, впервые была продемонстрирована в 2016 году на выставке художницы в Рейкъявике».

А еще она была пацифисткой. Уже вместе с Джоном Ленноном они устроили не один перфоманс и дали не одно интервью на тему войны во Вьетнаме и мира.  

В 2019 году в России в Московском музее современного искусства на Петровке прошла ретроспектива Йоко Оно «Небо всегда ясное», для которой художница выбрала свои знаковые работы за 60 лет. Если вы были на этой выставке, поделитесь впечатлениями!

Йоко Оно — художница, музыкантша, писательница, очень самобытная авангардистка, Джон Леннон, по которому ее как раз и знают многие (как его вторую жену), был лишь частью ее жизни, и сошлись они потому, что это он потянулся за ней, был заворожен ее посланиями и ее искусством. А она влюбилась…

А еще в ее жизни были попытки суицидов, творческие кризисы, неприятие белым западным миром, для которого она была странной азиаткой, желающей пробиться, и неприятие родной страной и семьей, для которой она была слишком эксцентричной. 

Сейчас Йоко Оно живет в той самой огромной квартире, которую они приобрели вместе с Джоном Ленноном, в Дакоте. Она  редко покидает дом из-за нездоровья, ей нужна постоянная помощь. Она крупная землевладелица, владеет дорогим имуществом на Манхэттене, ее инвестиции, как правило, удачны. Она также крупная коллекционерка, в ее коллекции немало работ Энди Уорхола, ее старого друга.

У нее есть дочь от первого брака, но они почти не общаются. Зато она дружна с сыном Шоном. 

КАК ЙОКО ОНО СТАЛА ТОЙ, КТО ОНА ЕСТЬ?

Во-первых, у нее прекрасное образование. 

Йоко Оно родилась в Японии в 1933 году в богатой аристократической семье. Закончила эксклюзивную школу для детей аристократов — токийский клуб Гакусуин (и училась вместе с будущим императором Японии). Училась в музыкальной школе для одаренных детей.

В 18 лет поступила на философское отделение Университета Гакусуин. Йоко стала первой женщиной, которой в Японии позволили получить философское образование. 

Университет, правда, не закончила, потому что захотела продолжать образование в США. Родители согласились. Йоко уехала в Нью-Йорк, где снова к тому времени работал ее отец, и в 18 лет поступила в частный гуманитарный колледж Сары Лоуренс в Нью-Йорке. Там она увлеклась концептуальным искусством.

В-вторых, она пережила войну.

Во время Второй мировой войны семья Оно (без отца) была под бомбардировками. Это страшно. Плюс Токио был разрушен, и семья, привыкшая к благополучной жизни, голодала вместе со всеми. Не вместе со всеми, конечно, если быть предельно честными. Ее мать вынуждена была менять вещи, оставшиеся от прежней жизни, на еду (отвозила их в сельскую местность и там меняла у крестьян на продукты). Очень многим нечего было менять на еду.

Но для Йоко это было тяжелым опытом. Однажды она сказала, что именно тогда поняла, что значит быть аутсайдером. 

Отец Йоко провел войну в концентрационном лагере в Сайгоне. Он не был военным преступником, он был просто японцем, а Япония участвовала в войне.

Также тяжелой травмой для всех японцев стала ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.

Такие вещи не проходят бесследно, военный опыт остается в детях навсегда.

В-третьих, на нее не могла не наложить отпечаток расовая дискриминация и дискриминация по признаку пола. 

Несмотря на то, что после войны в США семья снова жила достаточно обеспеченно и Йоко была прекрасно образована, мир искусства в «белой Америке» не особо принял ее, к ней отнеслись как к богательной цветной девочке, которая просто развлекается. По сути, когда она приехала в Америку учиться и творить, она была еще подростком… Ее это очень ранило. Прошло больше 10 лет, прежде чем она обрела известность и ее признали как самостоятельную и «настоящую» художницу.

И это естественно, что она всей душой приняла мэйстримные движения за свободу и равенство — авангардизм как протест в искусстве, феминизм, эгалитаризм, пацифизм.