Дедушка разрешил Максику поехать со мной из родной деревни в большой город на пару недель, в гости. Город посмотреть, на Мамаев курган сходить, на каруселях покататься. Нам с ним друг к другу присмотреться, а вдруг что-то пойдет не так? Вдруг мы друг другу не понравимся? Тогда Максик просто вернётся жить к дедушке, и всё. Просто ребенок съездил к знакомой в гости, на пару недель. И вернулся домой.
Доброе утро всем. Доброе утро, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 27 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 18-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя шесть лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Чаще я пишу про Сашу, но иногда воспоминания про Макса всплывают. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи. А ещё есть чат, где собираются желающие просто потрындеть. Он тут.
Сейчас я вспоминаю своё поведение с ужасом. Вот волосы дыбом. Я ж получаюсь просто преступник. Со стороны законодательства, разумеется. Я вообще не имела ни малейшего понятия о том, как и где происходит вот это принятие ребенка в семью. Вот от слова "совсем" понятия не имела. Где-то на задворках головного мозга вертелось понятие "усыновление", но каким образом это происходит, откуда начинать это дело и как делать правильно - понятия были на абсолютнейшем нуле.
Ну вот есть ребенок. Этот ребенок не нужен ни маме, ни папе. Ребенка с двухлетнего возраста воспитывают бабушка с дедушкой (как оказалось, у дедушки с бабушкой тоже все шесть лет не было абсолютно никаких прав на присутствие ребенка в их семье, а из документов - только свидетельство о рождении, где у ребенка даже фамилия биологической матери, а не дедушки), бабушки не стало, дедушке стало трудно одному воспитывать ребенка, дедушка хотел сделать, как лучше (решила все-таки рассказать об этом, на днях сделаю), через год после смерти жены привел домой женские руки, а в итоге через полгода принял решение отдать любимого внука малознакомой тётке, то есть мне.
Мне иногда задают вопросы, практически всегда - в личке, каким образом выбрать ребенка, чтоб не промахнуться. Ну вот как понять, что этот ребенок - твой? Да никак. Какие советы и кому я могу давать, когда я все делала как нельзя делать и через всем известное одно место? Вот категорически не надо делать так, как делала я. Так не бывает. Так вероятнее всего можно было заполучить не ребенка, а кучу административных неприятностей, вплоть до уголовного дела.
Мне несказанно повезло, что я понятия не имела о том, как правильно, скажем так, усыновить ребенка, а меня каким-то чудом мимо всех наказаний мимо пронесло. Ну вот едешь ты по трассе, на обочине в грязи сидит холодный и голодный ребенок. Ничей. Вот бери его, вези к себе домой, отмой и усыновляй, всё, это твой ребенок. Я вот так себе это представляла. Вот как делать это "усыновляй", я не знала, и вообще не думала об этом. Ну, профессионалы, как известно, построили "Титаник", а любитель Ной - ковчег.
До оформления усыновления, которое я непременно сделаю, была еще куча времени, куда спешить-то. До сентября, когда Максик пойдет в школу, еще бездна лета, а в школу, конечно же, он пойдет рядом с нашим домом. Ну, мы поедем к дедушке, чтоб вместе отметить день рождения Максика, я заберу его документы и отнесу в нашу школу. Какой-нибудь табель же о том, что он закончил второй класс и переведен в третий, наверняка у нас спросят. Табель у дедушки должен быть. Вот возьмем этот табель и пойдем в новую школу с ним, с табелем...
О боги.... Это сейчас я знаю, что для того, чтобы определить ребенка, даже родного, со всем комплектом документов, нужно приложить некоторые усилия. Меня ни грамма не смущало, что документов на Максика у меня никаких нет, и прописки в Волгограде у него тоже нет. Разве могут не взять в школу ребенка, если я его туда приведу и скажу, что вот этот мальчик будет жить у меня и будет в вашей школе учиться, в третьем классе? На каком основании я буду ребенка, чужого ребенка, прописывать у себя дома? Дедушка-то по документам, как впоследствии оказалось, ребенку тоже никто. Как и я, посторонний человек... То есть передать Максика мне по какой-либо доверенности он тоже не может. Дедушка Максику тоже - никто, не дедушка. Вот попробуйте прийти в паспортный стол и прописать у себя ребенка подруги без самой подруги! Это сейчас я знаю, что сделать так - не-воз-мож-но.
Оказывается, если ты не знаешь, что это сделать невозможно, то сделать всё это гораздо проще, чем если бы ты знал, что так сделать нельзя. Во намудрила с фразой... Короче, невозможное возможно, если ты не знаешь, что это невозможно.
А до сентября было полтора месяца... И половину месяца из этого срока, пожалуй, были самими безмятежными и счастливыми в моей жизни. Не знаю, как в жизни Максика, а в моей - да. Еще не кончились деньги с последней поездки за машинами в компании плечистых ребят. Да, моя поездка была последней, какие могут быть перегоны машин, когда у тебя дома теперь есть ребенок? Как я буду зарабатывать? Да заработаю как-нибудь. Вон что-то получается подработать в агентстве недвижимости, где я так, иногда присутствую (не могу назвать свои первые шаги там серьезной работой. Ну, чем-то надо же себя занять от одной поездки за машинами до другой). Но сегодня-то деньги есть, и до конца лета мне их точно хватит. Да. я понятия не имела, сколько надо денег, чтобы собрать ребенка в школу.
Поэтому - безмятежное лето. Мы с Максиком недели две шляемся бесцельно по городу, едим мороженое, катаемся на каруселях, ходим в кино, в жару ездим на Волгу...
У меня пол-альбома этих первых фотографий. Этот новый желтый костюмчик так Максику нравился, он неделю из него просто не вылезал. Листаю фотографии, и воспоминания лезут одно за другим.
Вот серьёзный мальчуган у Родины-матери... Родину-мать видно из окна нашей квартиры. Хоть мы и живём на первом этаже, всё равно видно. Просто Мамаев курган - это одна высокая точка в Волгограде, известная на весь мир. Про мемориальный комплекс на Мамаевом кургане знают все. И мало кто знает, что эта самая известная точка - не самая высокая. А самая высокая точка в Волгограде - это Лысая гора. Лысая гора в нашем, Советском районе, неподалёку от университета. Высота Лысой горы - 145 метров, а Мамаева кургана - 102 метра. Ну, мы живем все-таки не на самой вершине Лысой горе, но, скажем так, на бугорке все-таки. И с одной высокой точки запросто видно другую высокую точку. Поэтому нам в окно Родину-мать было видно. А весь город - он получается ниже этих двух точек. И Максик, сначала увидев Родину-мать в окно, думал, что она - маленькая. Я ему говорю, что она огромная, если внизу стать, то голову прям запрокинуть надо, чтоб весь памятник взглядом охватить, а Максик смеётся и мизинчик свой мне показывает.
- Как это - огромная? Смотри, она какая! Как мой пальчик, самый маленький!
Ах, как пальчик? Как самый маленький? Поехали!
И мы поехали на Мамаев курган. И чем ближе мы к Родине-матери подходили, тем у мальчишки в глазах всё больше и больше не то что удивление и восторг, а прямо ошарашенность какая-то появлялась. У подножия памятника у Максика просто слова кончились, он просто повторял:
- Я думал, она такая (и мизинчик свой показывает), а она - ТАКАЯ!!!!
И всё. Помню, что впечатлений на день хватило. Мы после Мамаева кургана даже больше никуда не ходили, домой поехали. Укладывать в голове ребенка то, какая же на самом деле Родина-мать.
Вторая "ошарашенность" с Максом случилась, когда он в первый раз увидел Волгу. Мы пошли гулять к Панораме. Там много всякой военной техники выставлено, и на технику разрешено взбираться. Представляете, что такое для мальчишки - возможность полазать по всему этому? Ну вот когда вся пыль со всех танков и прочих самоходных машин желтым костюмчиком была вытерта, мы спустились вниз к Волге.
У меня в планах были еще всякие карусельки, которые летом на набережной устанавливают. Я ребенка в сторону каруселек тащу, а он головой мотает и на Волгу смотрит. Спрашивает:
- А вниз спуститься можно? Прямо к воде? И руки можно в воду опустить?
Спустился. Сидит на ступеньках, руки в воду опустил и всё. Впервые увидел огромную реку. Долго сидел, молча, опустив ладошки в воду. И эта река в первый раз потрясла его примерно так же, как и Родина-мать. А я опять стояла рядом и думала: сколько же рядом всего, мне привычного, ежедневного, чему я не то что больше не удивляюсь, я просто внимания не обращаю на всё это... На то, что рядом со мной такие чудеса: и огромная река, и Родина-мать, и вода в кране, которая никогда не кончается, даже горячая... И если бы не ребенок, я бы что, так и не поняла всего вот этого? Что можно радоваться ежедневно тому, что можно принимать ванну с пенкой, и тому, что можно вот так по ступеням сойти к реке и опустить в реку хочешь - руки, а хочешь - ноги, и сидеть так долго-долго...
Вот и как жить без детей? Как тогда мы поймём, что можем пробивать лбом стены, делать невозможное, и что для того, чтобы быть счастливым, совсем не обязательно обладать самой крутой машиной или счетом в банке?
Было бы для кого пробивать лбом стены. И просто опускать руки в реку.
А пробивать лбом стены... Я еще не знала, сколько впереди меня ждало этих стен. И какой у меня лоб. Просто алмазный лоб. А не про ценность, я про крепость, если что.