Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1

Если отбросить любую политическую полемику и не учитывать численность флота и опыт пилотов, то под конец 20 века Tomcat был лучшим дальним корабельным истребителем-перехватчиком дальнего радиуса действия. Под конец своей службы этот американский палубный самолёт научился работать не только по целям в воздухе, но и по земле.

Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1
Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1

В течение последних 30 лет XX века Grumman F-14 Tomcat был действительно эффективным перехватчиком. Он имел на борту современную систему управления огнём AWG-9 и грозную ракету класса "воздух-воздух" AIM-54 Phoenix. Это вооружение позволяло поражать цели на большой удалённости, иногда даже за пределами видимости пилота. Если поначалу самолёты выполнял задачи в рамках авианосных групп, то позже стал принимать участие в штурмовых операциях.

Система AWG-9 могла вести огонь сразу по 6 целям, находящимся на разной высоте. Однако в этом были свои недостатки, так как при высоком уровне РЛС на пилота ложилась огромная нагрузка по индификации и приоритету уничтожения целей. Более того, одновременное пилотирование, работа по воздушным и наземным целям часто дезориентировала пилота и приводила к снижению эффективности боевых действий. Такая же проблема была у новейшего советского "побратима" - Су-27, который имел мощную РЛС, но слабый искусственный интеллект, который мог бы выбирать приоритетность целей сам, без участия пилота.

Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1
Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1

Фирма Grumman разрабатывала самолёт, который сможет заменить F-4 Phantom и соревноваться с советскими МиГ-21 и МиГ-23. На американской повестке дня и вообще в понимании военного руководства США эффективность самолёта оценивалась не как способность маневрировать или развивать высокие скорости, а как возможность поражать цели на большом расстоянии. Так сказать американская армия воевала по превентивному принципу: заметить, а затем поразить цель как можно быстрее.

В задачи Tomcat входили: преждевременное обнаружение ракетоносцев и истребителей противника и их ликвидация за пределами работы ПВО авианосной группы. Однако создание этого самолёта претерпело несколько триумфов и поражений. Об этом и поговорим в цикле статей про F-14 Tomcat.

Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1
Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1

Ахиллесовой пятой Grumman были проблемные турбовентиляторные двигатели TF-30, из-за которых в процессе испытаний было потеряно 40 самолётов. Эти проблемы решили только в приходом новых двигателей TF-110, которые устанавливались на модификации F-14B и F-14D. Несмотря на скорый приход Super Hornet, Grumman продождала совершенствовать своё детище и предлагать операторам различные модификации своего самолёта.

Однако ренессанс Томкэта продлился совсем недолго. И причина тому не сниженная эффективность, а окончание Холодной войны. После 1991 года в США началась реформирование эскадрилий, оснащённых F-14. Оставшиеся машины учавствовали в морских операциях, таких как "Несокрушимая свобода" и "Освобождение Ирака". В таком количестве самолёты уже не требовались, ведь с международный арены ушёл единственный противник - СССР, а значит прекратилась гонка вооружений., а значит для защиты "демократического" мира не требовалось так много оружия.

Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1
Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1

Единственной страной, которая закупала F-14, стал Иран. Во время боевого держурства ВВС Ирана работали даже эффективнее, чем самолёты в ВВС США. Томкэт показал свою эффективность против самолётов Ирака и, возможно, против американских БПЛА на своей территории.

Довольно большое внимание уделялась эскортным операциям. Например американская авиация часто использовала F-14 в связке с ДРЛО E-2C Hawkeye. Во время боевой задачи самолёты обменивались между собой информацией по закрытому каналу связи. F-14 окончательно сняли с вооружения в 2006 году, на смену которому пришёл не менее современный Super Hornet от компании Boeing.

Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1
Бриллиант ВМС и ВВС США. История F-14 Tomcat. Часть 1

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.