Найти тему
Абзац

Отказ от индивидуализма и память о прошлом: каким может быть новый культурный код России

Оглавление

После 24 февраля 2022 года Россия перешла Рубикон и всерьёз занялась формированием собственного культурного кода, определяющего уникальные для нас культурно-нравственные черты.

Фото: Абзац
Фото: Абзац

В особенной турбулентности сейчас находится артистический цех. Как звёзды эстрады реагируют на меняющуюся повестку и в чём может заключаться наш новый культурный код, ответили опрошенные «Абзацем» эксперты.

Наталия Осс, журналист, писатель:

Фото: Абзац
Фото: Абзац

«Процесс формирования культурной идентичности и ответ на вопрос «кто есть мы?» происходит на наших глазах. Это очень болезненный процесс, потому что за ним последуют организационные, структурные, институциональные решения.

Герои 1990-х и нулевых, герои жирных лет, которые несли идеологию индивидуализма, глобализма, рушатся. Мы видим, как падает, например, культовая фигура Аллы Пугачёвой. Она просто рассыпается.

Артистка говорит о своей публике, что те были холопами, а стали рабами, а публика говорит: «Нет, мы граждане с чувством собственного достоинства, а ты поехала спасать свою шкуру и свой капитал».

Та культурная элита, которая сформировалась за 30 лет в ситуации, когда была преобладающей западная форма культуры, западная идентификация себя – как индивидуальности, которой не нужны все другие, – занимает очень эгоистическую позицию. Когда не семейные ценности, а любая свободная сексуальная идентификация, когда не ценности совместного дела, а мой личный успех. То есть американская матрица успеха.

А ещё мы видим, что носители этой культуры, занимающие престижные места, те, что на слуху, звёзды сейчас входят в противоречие со своей аудиторией. Поэтому, я думаю, будет смена культурного класса. В обществе есть запрос на другую, новую культурную идентичность. Что сейчас важно? Важны близкие, важна страна, люди вокруг, служение – для чего ты живёшь».

Денис Бочаров, участник группы «Послезавтра»:

Фото: vk.com/id135546025 / Денис Бочаров
Фото: vk.com/id135546025 / Денис Бочаров

«Сегодня наш творческий код заключается в памяти. Был ряд событий, которые подтверждены не только историческими фактами. Это видно и физически. Мы в любом случае страна-победитель. Это не потому, что я весь патриот и говорю: «Мы самые лучшие и передовые». Так исторически сложилось.

Мы никогда не устраивали конфликты с кем-либо. Почему-то нас постоянно пытаются укусить. Стабильно раз в сто лет что-то подобное появляется. Немцев взять, французов взять, турок взять и так далее.

Не мы приходим, а к нам приходят, чтобы навредить и стереть память. Ну как можно взять и забыть или попытаться переписать явно очевидные вещи?

Я считаю, что наш код – это память. Слишком большое наследие, чтобы это забыть».

Ян Осин, заслуженный артист России:

Фото: vk.com/janosinclub
Фото: vk.com/janosinclub

«Российская современная эстрада, к сожалению, глубоко вторична. Она, по сути, копирует западные образцы.

Кто-то из моих коллег говорил: «Надо вырастить нового победителя «Грэмми». Понимаете, обезьяне «Грэмми» дать не могут по определению, потому что она уже копия. Копия пусть даже хорошего, достойного оригинала.

Но это не наша культура, это не российская культура. Фолк-исполнители, рокеры, эстрадники – все копируют западный стиль. За копию никому медалей не дают.

Нам нужен собственный характерный вид в музыкальной сфере».