Найти тему
Hist in Light

"Садитесь, куда хотите, где вам нравится, чтобы вам не повторять это сто раз": эрмитажные собрания Екатерины II

Оглавление

Оказаться в свите императрицы мечтали многие, у одних это получалось, а других нет. Счастливчикам, которым выпала честь быть у подножия трона, помимо наград, званий, титулов и других милостей, дарованных Екатериной II, надлежало соблюдать определённые правила приличия при императорском дворе.

Пьер Этьен Фальконе. "Портрет императрицы Екатерины II", 1773 г. Государственный Эрмитаж
Пьер Этьен Фальконе. "Портрет императрицы Екатерины II", 1773 г. Государственный Эрмитаж

В 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Эрмитаж, на первых порах он представлял собой частное собрание живописных полотен, которые приобретались исходя из личного вкуса Екатерины.

Основание Эрмитажа, художник Екатерина Калиновская
Основание Эрмитажа, художник Екатерина Калиновская

Специально для коллекции предметов искусства (картин, скульптур и других ценных вещей) рядом с Зимним дворцом на Миллионной улице строят здание получившее название "Малый Эрмитаж".

 "Малый Эрмитаж" в Санкт-Петербурге. Фото автора.
"Малый Эрмитаж" в Санкт-Петербурге. Фото автора.

Екатерина создала это уединённое место, во-первых для отдыха от государственных дел в огромной Российской империи, а во-вторых чтобы насладиться общением с образованными, начитанными и талантливыми людьми из своего окружения. Последнее соответствовало духу эпохи Просвещения. Императрица была умной женщиной, активно переписывалась с французскими философами Вольтером и Дидро, стремилась воплотить в себе образ "просвещённого монарха".

Эрмитажные собрания

Приглашение в Эрмитаж от самой императрицы, придворные воспринимали как великую честь. Существовали три вида эрмитажных собраний, состав участников зависел от их положения и степени доверия со стороны Екатерины II. На больших собраниях присутствовали все первые лица двора и иностранные министры, на средних – только те, кто пользовался особым благоволением императрицы.

На малых эрмитажных собраниях были лишь самые близкие к государыне люди. В узкий круг приближённых входили: фавориты Орлов, Потёмкин, Завадовский, статс-секретарь и фактический руководитель внешней политикой России во вторую половину царствования Екатерины II граф Безбородко, княгиня Дашкова, иностранные дипломаты Сегюр (Франция),
Людвиг фон Кобенцль и принц де Линь (Австрия), философ Дидро, корреспондент Екатерины II в Европе барон Гримм и другие.

Эрмитажные собрания обычно начинались в шесть или семь часов вечера, а заканчивались в девять или десять часов. Гости на весёлых вечеринках занимались самыми разнообразными вещами: играли в жмурки, шарады, верёвочку, гадали, ворожили, читали стихи и т.д. За музыкальное сопровождение отвечал придворный оркестр. В роскошном зале для гостей играла скрипка, арфа, виолончель и фортепианно.

На этих мероприятиях придворные были обязаны разговаривать между собой только по-русски. В XVIII веке идеалом для европейских дворов считался Версаль французского короля. Основным языком монарших дворов являлся французский.

Появлялась царица в "русском платье", эту моду сразу подхватили придворные дамы. При проходе Екатерины в зал или при её обращении к кому-либо из гостей вставать со стульев запрещалось.

Портрет Екатерины II в русском платье. Неизвестный художник по оригиналу С. Торелли 1760 -х годов. Последняя треть XVIII в.
Портрет Екатерины II в русском платье. Неизвестный художник по оригиналу С. Торелли 1760 -х годов. Последняя треть XVIII в.

За неисполнение этого правила на нарушителя налагался штраф в 1 червонец в пользу бедных или выучить шесть строк из поэмы "Телемахида" Тредиаковского. Для вельмож екатерининской эпохи такое наказание было равносильно пытке.

Василий Кириллович Тредиаковский, русский поэт и переводчик
Василий Кириллович Тредиаковский, русский поэт и переводчик

Испытание Тредиаковским

Как отмечала императрица в журнале "Всякая Всячина" (Екатерина была его редактором) стихи "Телемахиды" Василия Тредиаковского можно использовать в качестве снотворного. По словам современников, читая эти строки можно язык сломать. Поэтому творение Тредиаковского не пользовалось популярностью в XVIII веке.

"Купно, в премене Царств и-Людей, приключения разны;
Рцы, коль-без-кротости Юноша пыщ, без скромности дерзок;
Без направлений стремглав чужд-искусства без навыков дельных;
Вне постоянства превратен, и-твёрдости вне легкомыслен;
Коль есть медлен ко-Благу, творить-Зло, Игру-тщу, пристрастен;
Чаять всего от-себя, но без-помощи реяться в бездны:
Все ж и-сие, и то, украси Примышлений убранством".

Гостей малых эрмитажных собраний на входе встречали строки написанные императрицей: "Садитесь, куда хотите, где вам нравится, чтобы вам не повторять это сто раз".

Правила от Екатерины II

На собраниях в Эрмитаже отбрасывались строгие нормы придворного этикета. Поэтому государыня составила свои остроумные правила из десяти пунктов, которые были выставлены в рамке под занавеской. Эти нормы полезны и в наше время.

1) оставить все чины вне дверей, равномерно и шляпы, а наипаче шпаги;

2) местничество и спесь или тому что-либо подобное, когда бы то ни случилось, оставить у дверей;

3) быть веселым, однако ж ничего не портить, не ломать и ничего не грызть;

4) садиться, стоять, ходить как заблагорассудится, несмотря ни на кого;

5) говорить умеренно и негромко, дабы у прочих там находящихся уши и головы не заболели;

6) спорить без сердца и без горячности;

7) не вздыхать и не зевать и никому скуки или тягости не наносить;

8) во всяких затеях другим не препятствовать;

9) кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий всегда мог найти свои ноги для выходу у дверей;

10) copy из избы не выносить, а что войдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступить из дверей.

К тем, кто их не соблюдал, применялись определённые санкции. В случае нарушения одной из статей, и если имеются два свидетеля, которые могут это подтвердить, то виновник должен выпить стакан холодной воды и прочесть страницу "Телемахиды". Такая мера распространялась и на дам.

За один вечер попрал три статьи, то будь добр выучи наизусть шесть строк из "Телемахиды". Нарушителя всех десяти статей, на эрмитажные собрания больше не пускали.

Лев Нарышкин чаще остальных вельмож приходилось читать поэму Тредиаковского. Эти стихи он читал с таким мощным пафосом, что придворные ржали над ним как кони.

Лев Александрович Нарышкин, обер-шталмейстер, фактически главный шут Екатерининского двора.  "Прирождённый Арлекин", как называла его императрица.
Лев Александрович Нарышкин, обер-шталмейстер, фактически главный шут Екатерининского двора. "Прирождённый Арлекин", как называла его императрица.

На вечерах гости строили причудливые гримасы на своих лицах и в шутку получали разные военные чины. Например, композитор и пианист барон Ванжура вместе с кожей спускал до бровей свои волосы и, как парик, передвигал их то влево, то вправо, за что удостоился звания капитана. Екатерина могла спустить правое ухо к шее и вновь поднимать его вверх; став только поручиком.

Правдивы ли эти смешные истории или нет, трудно сказать. Однако, при дворе императрицы умели веселиться, причём очень ярко.

Благодарю за внимание! Если вам понравился материал, ставьте лайки, подписывайтесь на канал!

#история #история россии #санктпетербург #российскаяимперия #императрица #екатеринавеликая #эрмитаж #романовы #этикет #18век