Ее звали Ольга. Это имя навсегда вошло в историю нашей страны как образ силы духа и мужества, но при этом и хитрости, и женского коварства. Впрочем, в ее долгой для человека того времени жизни длиной почти в 75 лет нашлось место всему: и счастливому браку, и горькому вдовству, и мести за погибшего мужа, и смелому (подчас жестокому) правлению, и, наконец, обретению христианской веры, которая буквально преобразила эту женщину, превратив гордую орлицу в смиренную голубицу.
О ней написано множество книг и снято фильмов, но все равно вопросы об ее происхождении, подлинном имени, дате рождения, точном возрасте и точном количестве детей остаются до конца нерешенными.
Варяжка или славянка?
Доподлинное происхождение Ольги неизвестно. Скорее всего, она родилась в Пскове. Имена ее родителей не сохранились, но написанное гораздо позже "Житие" святой предполагало, что они были незнатного варяжского рода.
Правда, есть версия, что Ольга была славянской из-под Пскова, что звали ее Прекраса, но перед свадьбой с князем Игорем ей дали новое имя Ольга (производное от имени воспитателя князя - Олега, прозванного «Вещим»).
Как Ольга стала женой Игоря?
Есть красивая легенда, которая рассказывает о судьбе Ольги как о настоящей Золушке.
Считается, что она работала перевозчицей. Возила свою лодку через бурную реку и брала с путников плату.
Однажды к ней в суденышко сел молодой княжич Игорь, который залюбовался красотой девушки и замыслил в сердце своем недоброе. Она же резко ответила ему, что поругания не вытерпит, а бросится в воду, если он до нее дотронется.
Игорь запомнил гордую красавицу, а когда пришел его через искать себе жену, приказал найти ее и сделал своей невестой.
Трудно сказать, насколько правдива эта легенда, возможно эти события происходили, а возможно, эта история была сочинена гораздо позже.
Также трудно точно сказать, сколько было лет Ольге на момент свадьбы. Одни источники говорят, что ей едва минуло 10 лет, а другие, что исполнилось уже 12 лет. И хотя девушки того времени рано взрослели, эта цифра кажется почти неправдоподобной.
Годы супружества
Почти ничего неизвестно о том, как жили в браке Игорь и Ольга. Дело в том, что летописи называют разный год их свадьбы. Поэтому о рождении их сына Святослава есть разные данные. При этом неизвестно, были ли у княгини еще дети?
Возможно, они рождались, но жили недолго, возможно, это были не мальчики, а девочки, которые летописцы часто вообще не замечают.
Наиболее распространенной версией является та, которая утверждает, что на момент смерти князя Игоря в 945 году у Ольги оставался только один сын – малолетний Святослав. Однако есть сведения, что Святослав, «вошед в лета» казнил своего брата Глеба за христианские убеждения.
Возможно, Глеб был сыном Игоря от другой жены, однако он мог быть и младшим сыном княгини Ольги, которого та позже обратила в христианство.
Страшная месть
Историки рассказывают о страшной смерти мужа княгини, который собирал дань у славянского племени древлян, но потребовал больше положенного, за что был убит.
Древлянский князь Мал, соперничавший тогда за власть с князем Игорем, после его устранения решил использовать проверенный метод разрешения территориального и имущественного спора – жениться на вдове своего врага и завладеть всем его состоянием.
Но Ольга была вовсе не согласна на такой исход дела.
Силы ее по сравнению с древлянами была неравными, но все равно она победила Мала, уничтожив его город Искоростень (ныне это город Коростень в Житомирской области).
Несколько раз Мал присылал к ней послов, несколько раз Ольга принимала их милостиво и потом жесточайше казнила. После третьей по счету казни она собрала войско, взяла с собой сына и осадила Искоростень, потребовав у испуганных жителей «малой дани» - птиц с каждого двора.
По преданию к крыльям птиц привязали зажженные соломинки и отпустили несчастных в небо. Те вернулись в свои дома, а город через пару часов превратился в огромный костер.
Летописи много и подробно рассказывают о мести Ольги и о ее покорении древлян. При этом они даже оправдывают княгиню, считая, что поступала она так по законам своего времени, воспитания и образа мыслей всего народа.
Родной брат княгини Олег?
У чешского историка эпохи Средневековья Томаша Пешина в труде «Mars Moravicus» (1677) есть упоминания о брате княгине Ольги, которого, возможно, звали Олег. Он стал последним королем моравов и был изгнан с престола венграми в 949 году.
Стали ли император Константин ее крестным отцом?
Еще одно предание из жизни княгини повествует о ом, что после победы над древлянами и долгих лет реформ в стране, которую она впервые сделала похожим на централизованное государство Ольга занемогла и задумалась над истинным смыслом жизни.
Будучи от природы умной и наблюдательной женщиной, она давно уже сомневалась в языческих верованиях своего народа. На Руси уже тогда жили проповедники нового учения христианства. К ним относились с опаской, но позволяли им исповедовать свою веру.
И Ольга, узнав о Христе, пожелала креститься.
По легенде для этого она поехала в Константинополь к императору Константину.
Тот поразился ее красоте и мудрости и захотел жениться на ней. Ольга же заметила, что негоже язычнице выходить замуж за христианина. Император предложил ей перейти в истинную веру, а она попросила его стать ей крестным отцом. После проведения таинства Ольга вновь отвергла ухаживания Константина, заметив, что брак теперь между ними невозможен.
Историки достаточно скептично относятся к этому преданию, полагая, что Ольга могла креститься не в Константинополе, а на Руси у одного из священников, что император Константин должен был знать, что его крестная дочь не может быть его супругой и т.д.
Возможно, на появление этой легенды повлияла история, описанная в Библии о знакомстве Соломона и царицы Савской.
При этом став христианкой с именем Елена, Ольга немало сделала для того, чтобы этой верой прониклись ее подданные. Она строила храмы, уговаривала креститься сына Святослава, рассказывала о вере внукам, но сын отказывался слушать мать, считая его поведение чудачеством.
Оборона Киева от печенегов
Летопись рассказывает, что Ольга до старости сохраняла глубокий ум и умение нестандартно мыслить. Так, при осаде печенегами Киева в 968 году она руководила обороной города. Поняв, что своими силами Киев не отстоять, она послала гонца к сыну Святославу, который с войском ушел из города.
Гонец ее был человеком, внешне похожим на печенега и знающим их наречие. Он оделся как подобает воину из этих кочевников, переплыл реку и прошел через все позиции врага, выдавая себя за «своего». А дальше он нашел князя и предупредил его об опасности.
Святослав поспешил к Киеву и одержал победу.
Кончина
По преданию, узнав, что после победы над печенегами воинственный Святослав снова собирается в поход, Ольга попросила его никуда не уезжать, так как уже предчувствовала свою скорую смерть.
Умерла она в 969 году, была похоронена в Киеве по православному обряду.
Интересно, что почитается она как в православной, так и католической церквях. При этом почитается как равноапостольная (всего в христианской истории таких святых жен было 5).
Именно про нее можно сказать, что она из тех редких женщин, которые изменили ход истории. И самое интересное, что сделала это она не кровавыми делами мести, ни даже своей исключительной мудростью, а выбором веры.
Ведь именно в тереме у Ольги подрастал младший внук Владимир – сын ее ключницы Малуши, который знал, что бабушка верит в Христа и единого Бога-отца.
Горазда позже, добившись верховной власти, Владимир принял решение стать христианином и крестить всех своих людей.
Так простоя русская княгиня определила судьбу своего народа на долгие столетия вперед, а в историю она вошла как мудрая дева, побеждавшая врагов не умением или числом своего войска, а мудростью и силой духа.
Спасибо, что дочитали.
В продолжение темы.