Найти тему
Иисусова молитва

Исполнение заповеди любви как важнейшее условие возрастания Божественной благодати в Иисусовой молитве

Согласно православному христианскому учению, любовь – основное Божественное свойство: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:7-8, 16). По словам святителя Николая Сербского, любовь представляет Отца, мудрость – Сына, а сила – Святого Духа. Любовь первоначальна, так как от нее рождается мудрость и из нее исходит духовная сила. Никто не может обладать мудростью и духовной силой без любви [6].

Любовь, согласно православному учению, – общая энергия Святой Троицы [1]. Высшее ведение Бога открывается, когда человек достигает любви к Богу и ближним, так как «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8). Любовь выше других дарований и есть «совокупность совершенства» (Кол. 3:14), она никогда не перестанет (1 Кор. 3:18). Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Мы никогда не перестанем преуспевать в ней (в любви), ни в настоящем веке, ни в будущем, светом приемля новый свет разумений» [7, с. 203].

По учению святителя Василия Великого, любовь к Богу свойственна самой человеческой природе, в которую при самом ее создании вложена искра Божественной любви, разгорающаяся в совершенную любовь благодаря свободной деятельности самого человека при помощи благодати [5]. Блаженный Диадох Фотикийский пишет: «Кто любит Бога в чувстве сердца, тот познан есть от Него» [3, с. 14].

По мере исполнения заповедей Господ­них, заповедей блаженств рождается любовь, которая имеет основанием смирение, а мерой – жертвенность: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Любовь является основным мотивом, существенным содержанием и результатом духовной жизни молящегося. В любви познается тайна Триипостасной Божественной жизни. По словам святителя Григория Нисского, кто пламенеет любовью, тот никогда не находит насыщения в молитве [5]. Молящийся, достигший совершенной любви и милосердия ко всему творению, становится богоподобным.

«Молитва наша взойдет в свойственное ей совершенство, – наставляет преподобный Иоанн Кассиан, – когда в нас совершится то, о чем молился Господь к Отцу Своему: да любы, еюже Мя возлюбил еси, в них будет (Ин. 17:26); и еще: якоже Ты Отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17:21). Это будет тогда, когда вся наша любовь, все желание, вся ревность, все стремление, вся мысль наша, все, что видим, о чем говорим, чего чаем, будет Бог, – и когда то единение, которое есть у Отца с Сыном, у Сына с Отцом, изольется в наши сердца и умы, – чтоб как Он искреннею чистотою и неразрывною любит нас любовью, так и мы соединены были с Ним чистою и неразделимою любовью. Достигший сего вступает в состояние, в коем не может не теплиться в сердце его непрестанная молитва; тогда всякое движение жизни его, и всякое устремление сердца его будет единая непрерывная молитва, предвкушение и залог вечноблаженной жизни» [2, с. 139].

Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Тот, кто любит совершенно, себя забывает до конца, и живет только в том, кого любит, для того, кого любит» [4]. Так и молящийся живет с Богом (вся дела и мысль в Боге), пред Богом (в молитве предстоит пред престолом Божиим и непрестанно молится), в Боге (стяжает благодать и обоживается), для Бога (предает всего себя в волю Божию), у Бога (в Царстве Небесном).

По словам блаженного Диадоха, кто изобильно ощущает любовь Божию, тот в духовном чувстве не перестает любить ближнего. Однако, чтобы возлюбить Бога, надо очиститься и умягчиться действием страха Божия, для которого необходимо безмолвие и беспопечение ума. В совершенных нет страха, так как «совершенная любовь вон изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Сама по себе вера не может спасти человека, но «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6) возводит его к вершинам добродетелей [3].

Мирские заботы погашают любовь к Богу, а молитва возгревает эту любовь, так как есть общение с любимым Богом. Апостол Павел говорит: «Наше же жительство – на небесах» (Фил. 3:20), поэтому и заботиться надо о спасении души и стяжании благодати Духа Святого [8].

Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)» направлена на соединение с Богом и испрашивание у Него милости. Осознание себя грешным и стремление покаяться есть начальное проявление любви к Богу, выраженное в отказе от греха, ненависти ко греху и всего того, что не совместимо с Богом, который свят. Это также осознание своей немощи, что без помощи Божией, Его благодати, сам человек неспособен ни на какое доброе дело для своего спасения. Отсюда проистекает смирение, которое является условием сохранения Божественной благодати.

Сама любовь к Богу, находящая выражения и в Иисусовой молитве, рождается из чувства благодарности к Богу за все Его благодеяния, непрестанную промыслительную заботу о жизни молящегося. Тогда акцент в Иисусовой молитве переносится со слов «грешнаго» и «помилуй мя» на «Господи Иисусе», то есть признание и благодарение Богу как Промыслителю и Спасителю, а по мере стяжания благодати и как к Освятителю.

Таким образом, чтобы достигнуть Бога, который есть Любовь, нужно откликнуться на Его любовь как действие Его в мире и жизни каждого отдельного человека и дар благодати, устремляясь к Нему в любви до достижения единения и обожения, средством к чему является Иисусова молитва как устремление к Богу в покаянии, смирении и любви.

1. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997, 288 с.

2. Добротолюбие. Т.2/ Перевод. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, 765 с.

3. Добротолюбие. Т.3 / Перевод. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, 442 с.

4. Антоний Сурожский, митрополит. Любовь всепобеждающая: Проповеди, произнесенные в России. – 2-е изд. М.: Крутицкое подворье, 2001.

5. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т.1. Кн. 2. Спб.: Типография В.Ф. Киршбаума, 1907. – 693 с.

6. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Семь ключей к вечной жизни. Мысли о пути человека к Небу. Никея, 2013. – 110 с.

7. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Изд. 7-е. Сергиев Посад, 1908.

8. Цветник священноинока Дорофея (Электронный ресурс). Режим доступа. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dorofeya/index.html