🇩🇪📰Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Страсти вокруг основателя Pink Floyd Роджера Уотерса: Небеса. И ад» рассказывает о европейском туре великого деятеля мирового рок-н-рола. Уровень упоротости: умеренный 🟡
P. S. Писал долбанный интеллектуал, а переводить я старался максимально близко к тексту. Так что не обессудьте, если что [прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Роджер Уотерс, великий раскольник рок-н-ролла, приезжает в Европу. При других обстоятельствах это было бы хорошей новостью.
Шоу начинается с ошеломляющего мультимедийного перформанса. С постапокалиптическими видениями, дополнительной сеткой, вагоном с ложным дном. Это фантастический, глубоко трогательный театр.
В начале концертов, которые Роджер Уотерс даёт в рамках своего текущего тура «This Is Not A Drill» [«Это не учения» (англ.) – прим. «МП»], можно видеть кадры наблюдения за воздушным пространством мёртвого большого города, проецируемые на массивные экраны. Гром, молнии, остовы небоскребов, осколки окон. «Алло, там есть кто-нибудь?», - голос Уотерса раскатывается, но сам он по-прежнему невидим. «Comfortably Numb» - так называется песня, одно из мощных произведений, текст которого он написал для своей бывшей группы Pink Floyd, исполненное здесь, конечно же, без элегантного, загадочного гитарного соло его старого коллеги и врага Дэвида Гилмэра. Но в безнадёжном, совершенно беззвучном варианте. В то время как на экране появляются силуэты людей, играет церковный орган. Хор проклятых.
Спустя добрых девять минут на сцену выходит сам Уотерс, всего через 90 секунд он исполняет величайший из всех хитов Pink Floyd. «Another Brick in the Wall (Part 2)», народная песня, которая лишает легитимности все мыслимые авторитеты: «Leave them kids alone!».
Вероятно, это последнее большое турне, в котором выступит Уотерс. Ему недавно исполнилось 79 лет, и с июля он гастролирует по Америке. Только что были объявлены концерты в Европе на весну 2023 года, пять из них в Германии. Если вы посмотрите на сетлист, который полон гигантских, никогда не стареющих песен эпохи Pink Floyd, которые задают вечно актуальные вопросы, вы на мгновение сглотнете от предвкушения. Какой вечер мог бы получиться! То, что этого не произойдёт, связано с основной дилеммой Уотерса-художника. Проблема, и она действительно огромна: этот человек, который часто ставит под сомнение институты и осуждает патернализм, сам выступает в роли упрямого наставника и проповедника. В настоящее время он делает это прямолинейно, ещё до того, как заиграет музыка.
Перед каждым концертом зрителям зачитывают объявление. Его также можно посмотреть на Youtube. В тёмном зале раздаётся голос Уотерса, мягкий и саркастичный: «Во-первых, пожалуйста, выключите свои телефоны. Во-вторых: «Если вы из тех людей, которые всегда говорят: «Я люблю Pink Floyd, но не выношу политических взглядов Роджера» - тогда вам лучше съ**ать в бар прямо сейчас». В оригинале на английском языке это звучит ещё более агрессивно: «fuck off!». Зрители аплодируют. Уберите их! Иными словами: разделение искусства и художника, которое обычно проводится, когда талантливые люди вдруг говорят отвратительные глупости (то есть часто) или делают ужасные вещи (то есть не реже) - оно прямо отвергается Уотерсом. По его словам, те, кто хочет разделить работу и автора, должны идти на х*й.
Не обязательно немедленно исполнять пожелание Роджера. Однако для понимания того, что сейчас происходит вокруг него, это объявление очень важно.
Каковы политические взгляды Роджера Уотерса? В последние годы они обсуждаются чаще, чем его музыка: Уотерс выступает против Brexit, поёт в поддержку Джулиана Ассанжа и различных проектов гуманитарной помощи. Он очернил Трампа и Болсонаро. Точно так же он поддерживает пропалестинскую, антиизраильскую, откровенно антисемитскую во многих своих проявлениях и точках зрения организацию BDS. Он поимённо призывал артистов бойкотировать Израиль, в своей речи сравнил правительство этой страны с нацистами, а в интервью неоднократно создавал образ еврейского лобби [можно подумать, его не существует! – прим. «МП»]. Даже во время его последнего тура по Европе были жаркие дискуссии, призывы к бойкоту, но при этом полностью заполненные залы и ликующие фанаты. Сам Уотерс попытался объяснить свою позицию в споре, длившемся несколько часов, с SZ Magazin [вышло в 2018-м году. Если хотите, чтобы я его перевёл – пишите в комментариях – прим. «МП»].
Критика, что у него на выступлениях летала надувная свинья со звездой Давида на спине, - это часто цитируемая, но далеко не вся правда. Тот факт, что он объединил символ иудаизма с несколькими другими знаками, представляющими крестовые походы, исламизм и американский нефтяной и хищнический капитализм, не сделал ситуацию менее сложной. Совсем недавно он защищал Владимира Путина в интервью от предполагаемой антироссийской пропаганды и НАТО. Он назвал поставки американского оружия в Украину военным преступлением и прочитал жене президента Елене Зеленской лекцию о том, что настоящая вина за эскалацию лежит на её муже.
Те, кто не может терпеть, но до сих пор любит Pink Floyd, оказываются (вместе с музыкантами Pink Floyd Дэвидом Гилмэром и Ником Мейсоном) на улице у бара, посланными на х*й. И там - метафорически выражаясь, встречают таких чрезвычайно интересных людей, как Лукаш Вантух. Этому Лукашу Вантуху 44 года, он живёт в Кракове и уже десять лет является там беспартийным членом городского совета. В прошлое воскресенье Вантух пережил свой самый великий момент в рок-н-ролле. Именно тогда Роджер Уотерс посвятил ему свою самую известную песню. «Эй! Лукаш Вантух», - написала мировая звезда на своей странице в Facebook грозными заглавными буквами, - «LEAVE THEM KIDS ALONE!".
Предыстория: в середине сентября Уотерс, среди прочего, анонсировал два концерта на арене в Кракове на апрель 2023 г. Впоследствии Вантух, возмущённый комментариями Уотерса об украинской войне, выступил с общественной инициативой предотвратить эти выступления. Действительно, несколько дней спустя некоторые СМИ сообщили, что Уотерс отменил концерты в Кракове. Они исчезли из его гастрольных планов без комментариев.
Время от времени протесты возникали и раньше, но ничего большего, чем отвалившиеся спонсоры или ведущие, обычно не следовало. Сам Уотерс отменил выступление в Тель-Авиве в 2011 году и перенёс его в еврейско-арабскую деревню мира Нью Шалом, в качестве жеста солидарности. В таких случаях его в первую очередь волнует правота, и поэтому он вызвал ещё большее замешательство своим воскресным постом в Facebook. Сообщения были ложными, шипел Уотерс, он ничего не отменял в Кракове. Другими словами, отмена произошла по инициативе организаторов. Инициативу Вантуха Уотерс назвал «драконовской цензурой его художественной работы». Что касается его личной культуры откровенных манифестов ярости, то Роджер Уотерс к настоящему времени достиг вершин опыта, как развязный старшеклассник из маленького городка, набивающий на старой печатной машинке Monica одно письмо редактору местной газеты за другим.
«Мы здесь никого не цензурируем», - сказал Лукаш Вантух на этой неделе в телефонном разговоре с Süddeutsche Zeitung. «Если Уотерс хочет играть здесь, пусть приезжает и арендует паб. Я не буду его останавливать». Вантух говорит, что его протест был связан только с местом проведения мероприятия. «Таурон Арена» находится в ведении города Кракова, поэтому всё, что здесь происходит, получает политическое благословение местных властей. Ни при каких обстоятельствах Вантух как член магистрата не хотел давать Уотерсу это благословение. Поэтому городской совет и польское подразделение концертного промоутера Live Nation договорились об отмене двух концертов.
Гнев Вантуха можно услышать даже спустя несколько дней после скандала. Краков находится всего в четырех часах езды от Львова на западе Украины, где происходят воздушные налёты, авиаудары, гибель людей. Вантух говорит, что с февраля он сам 27 раз привозил помощь своим соседям. Он пережил страдания в Изюме, он стоял рядом с могилами в Буче, когда выкапывали трупы. «Я хочу, чтобы Роджер Уотерс пришёл и посмотрел на это!» - говорит он: «Он говорил много хорошего о правах человека. Но в данном случае его мнение полностью искажено».
В понедельник Лукаш Вантух опубликовал в Facebook открытое письмо, в котором пригласил Уотерса в совместную поездку по местам военных действий на Украине. Уотерс, в свою очередь, почти в то же время обратился с публичным письмом к Путину, как сообщается, по многочисленным просьбам. В неизменно вежливых репликах, послушно критикуя агрессивную войну как таковую, он внушает агрессору только лучшие намерения, и это безо всякой иронии: «Если я правильно понял ваши предыдущие выступления, вас волнует только статус нейтралитета и суверенитета для вашего соседа Украины, верно?». В следующем предложении он патетически извиняется за преступления США и НАТО.
Снаружи у метафорического бара, где стоят люди, которых Уотерс только что выгнал из зала и послал на х*й, становится всё больше и больше народу. Предварительное бронирование на пять немецких концертов только что началось, и если вы присмотритесь, то заметите нечто историческое: гамбургское агентство FKP Scorpio выступает в качестве немецкого промоутера. А вот немецкое отделение Live Nation, которым управляют легендарный 76-летний Марек Либерберг и его сын Андре, вышло из игры. В последние годы Либерберг был одним из немногих голосов в отрасли, кто защищал Уотерса, каким бы он ни был, в дифференцированной манере. Импресарио организовал своё первое турне с Pink Floyd в 1970 году и вместе с группой написал историю поп-музыки, не в последнюю очередь благодаря семи определяющим стиль концертам «The Wall» в дортмундском Westfalenhalle в феврале 1981 года. Комментируя вопрос о том, почему после 53 лет совместной работы больше не будет сотрудничества, Марек Либерберг сказал: «Пожалуйста, поймите, я не хочу это комментировать. Я могу только сказать, что мы больше не в одной команде».
«Некоторое время назад нас спросили, не хотим ли мы организовать тур», - сообщает нам в свою очередь FKP Scorpio. «В результате мы подали заявку и выиграли тендер». Новое немецкое агентство Уотерса не даёт никаких дополнительных объяснений по поводу политической взрывоопасности концертов.
Вопрос о том, кто будет нести ответственность за отмену бронирования и возмещение убытков в случае, подобном Кракову, так же запутан, как и вопрос о том, не разрушает ли Уотерс своей стратегией «выжженной земли» собственную работу в среднесрочной перспективе, в том числе и экономически. Только что стало известно, что полный каталог Pink Floyd выставлен на продажу за 500 миллионов долларов. Огромная сумма, но заплатит ли её рынок, на котором Уотерс уже враждует со своими самыми верными друзьями? Оставшиеся в живых бывшие члены группы, Дэвид Гилмэр и Ник Мейсон, заняли демонстративную позицию в отношении войны в Украине, причём на далеко противоположной стороне. В апреле они выпустили сингл солидарности «Hey Hey Rise Up», свою версию украинской народной песни. Вырученные средства направляются в организации по оказанию помощи Украине.
И вот, в конце концов, человек остается один на один с чрезвычайно сложным индивидуальным решением. По крайней мере, те, кто любит Pink Floyd, чёрно-алмазную меланхолию «Dark Side of the Moon», кислотно-шипящий фолк-рок «Animals», остаются в зале. Возможно, кто-то захочет услышать песни легенды в последний раз на живом концерте. Но некоторые больше не хотят терпеть яд, который распространяет Роджер Уотерс. Так почему бы не последовать его совету и не пойти на х*й?
«Итак, вы думаете, что можете отличить рай от ада?», - спросил Роджер Уотерс в 1975 году в песне «Wish You Were Here», горько-сладкой, риторически глянцевой. Однако если задуматься об этом в наши дни, то различие между раем и адом не так уж и велико.
@Mecklenburger_Petersburger
Мекленбургский Петербуржец в: