Найти тему
Евгений Трунов

Уместность навыков и различные коррекционные подходы.

Каждый специалист в области коррекции-абилитации выбирает себе рано или поздно уютную нишу. Работать ли в детском саду или школе? В частном или государственном секторе? Индивидуально или в группе? С каким возрастом? С какими нарушениями развития? И так далее.

К каждому "профилю" ученика прилагается определенный набор подходов работы, которые будут давать наибольшую пользу. Это идеализированные наборы, существующие в сферическом вакууме абсолютно эффективной коррекции. Каждый специалист однажды начинает тяготеть к тому или другому набору.

Остается одна сложновыполнимая задача: свести вместе клиента, специалиста и верный набор подходов (ну или хотя бы что-то из набора). Весь сыр-бор и бурление в родительских чатах, все сломанные адептами разных подходов копья упираются в итоге в вопрос уместности тренировки тех или иных навыков.
Попробую привести пример. Если у пациента аппендицит, то мы не предлагаем ему висцеральный массаж или диеты для похудения. Мы предлагаем немедленную операцию. Да и после операции никто не зовёт заняться йогой или реабилитационной гимнастикой.

Иногда говорят про готовность или про "дорастёт". "Он пока не готов изучать буквы". "Будет раскладывать по нарастанию признака тогда, когда дорастёт". Действительно, развитие идёт впереди обучения. Сначала возникает физиологическая готовность, а на неё уже наслаивается навык.
Мы, конечно, как можем - пытаемся подстегнуть физиологию. Слава богам, мозг - это пластичная и крайне адаптивная штука.

А ещё существует финансовая сторона вопроса. Дело не только в том, чтобы выбрать, но и в том, чтобы сделать удачную денежную ставку. Не каждая семья имеет возможность покупать все элементы из набора. Так как же правильно планировать работу, если у вас есть статус "куратора" (или методиста)?
Привычка работать в стиле ABA-педагогики научила меня нескольким полезным вещам:

  1. Новые навыки следует базировать на старых. Если подход использует уже изученное для освоения новых форм поведения, то должна получиться приличная динамика. Например, на ABA-занятиях научили бросать мяч, а на АФК\ЛФК надо будет с мячом новым образом манипулировать.
  2. Пункт вытекает из предыдущего. Стараться как можно меньше поддерживать (как я говорю) "подвешенных" навыков. Подвешенный навык - это такое умение, которое фактические тренируется только в кабинете (ещё порой говорят "кабинетный навык", но это не одно и то же), так как в быту очень трудно создать условия для его реализации. Но тренировать такой навык надо продолжать, так как он будет иметь важное значение в будущем. Например, чётко проговаривать какой-то звук при условии, что в речевом репертуаре ученика очень мало слов, и в них нет того звука.
  3. Двигаться по пути наименьшего сопротивления. Далеко не всегда надо ломиться в бетонную стену, даже если за ней находится желаемое. Индивидуальные образовательные программы должны иметь хороший баланс из разных по сложности освоения навыков. К примеру, в программе из 10 навыков: 2-3 будут сложные, около 5 - средние, около 2х - легкие.
  4. Не вязнуть в запросах и задачах. Стараться найти общую составляющую у разных проблем, чтобы именно с ней и работать. Допустим, в случае СДВГ большинство педагогических задач и упражнений будет сводиться к подавлению импульсивности, усилению внимания, развитию целеполагания и прогнозирования.

Пункты, к сожалению, могут вступать в противоречия друг с другом. Наша цель - свести противоречия к минимуму. Напоследок финальный аккорд - мы рассмотрим условную ситуацию и моментально исправим её.

Предположим, что ребенок-алалик (настоящий; с запасом слов в две штуки да и то плохо различимые) приходит на занятия к дефектологу. Там они занимаются: рисованием, лепкой, аппликацией, изучают цифры и буквы, проходят времена года, изучают классификацию овощей\фруктов\прочих предметов. Выводы:
- рисование, лепка, аппликация - оставляем; мелкомоторная образная деятельность нужна и полезна как процесс;
- цифры и буквы - убираем; пока от них никакого толка; лучше заняться серьезной звукопостановкой;
- времена года и классификацию предметов - скорее всего убираем или серьезно переделываем дидактический аспект. Потому что не понятно как идет работа и какие результаты планируется достичь, а, самое главное, как их измерить.