Социологические опросы о поддержке референдумов, проведенные ВЦИОМом и Центром Левады по горячим следам принесли ожидаемые результаты. Можно даже сопоставить всю ситуацию с той, что была при воссоединении Крыма.
Но при всем уровне одобрения и поддержки, восприятие уже другое – нет эйфории, никакого восторга, зато есть тревожные вопросы. И главный – а что дальше?
Западная пресса пишет, что «Путин сжег мосты». В самом деле сжег? Рассудим здраво, насколько в результате нынешнего «сжигания мостов» стали осуществимы цели специальной военной операции, провозглашенные вначале.
Ни о какой «демилитаризации» говорить не приходится – наоборот, на украинской территории теперь вооруженные до зубов почти НАТОвские формирования. Пожалуй, усилилась «нацификация» - теперь вообще неважно, какое персонально правительство будет на Украине, но оно точно будет антироссийское, поскольку вся страна с потрохами запродана США и Европе. Финансовая поддержка, ведь, не за так идет, Зеленский и компании без этой поддержки, как наркоман на игле, и дня не продержится.
В феврале было четкое осознание цели – отодвинуть, даже отбросить НАТО от наших границ. Сегодня же НАТО приблизилось настолько близко, что не оставляет выбора россиянам. Останавливаться на достигнутом, даже с учетом присоединенных территорий, - значит оказаться в решении задекларированных задач дальше, чем были в феврале.
Выступая в Госдуме как представитель президента при ратификации договоров о присоединении Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, министр иностранных дел С.В. Лавров обосновал все Уставом ООН, который отдает приоритет самоопределению народов перед сохранением целостности государств, если эти государства нарушают права народов. Например, насильственной украинизацией и преследованием русской культуры.
Но разве эти права нарушались только в присоединенных территориях? А в других областях с русским населением – Николаевской, Одесской, Днепропетровской, Харьковской, украинизации не было?
Сегодня совершенно очевидно, что цели СВО будут достигнуты лишь при полном разгроме войск ВСУ, отстранении от власти киевской верхушки, и для гарантии – присоединении всей Новороссии.
Следовательно, война еще будет долгой, учитывая, что НАТО будет сопротивляться до последнего, и нынешняя мобилизация – не последняя.
Нетрудно предположить, как эта мобилизация будет менять все общество. Пока воевали одни контрактники, все наблюдали за этим несколько со стороны. Но сейчас – иное дело, теперь под ружье становятся наши близкие, и вот уже все россияне начинают пристально следить, как все организовано, как в этих условиях работает власть, насколько успешно командуют генералы…
Почти наверняка все общество сейчас начнет переоценку ценностей. Косвенно это уже чувствуется, например, на отношении к поп-звездам массовой культуры, удравшим за границу, или к тем толпам новоявленных «мигрантов», которые штурмуют пропускные пункты. Пока что это легкое презрение, но что будет завтра?
Как отмечает Центр Левады, после объявления частичной мобилизации в настроениях россиян, при всем высоком уровне поддержки, все же усилились «обеспокоенность и тревога».
Благодушное созерцание заканчивается.