Сегодня с каждым днём становится труднее скрывать тот факт, что вся международная теория и практика управления проектами вступила в период внутреннего системного конфликта. Во-первых, ни для кого давно не секрет, что общеизвестные методологии управления проектами, типа продуктов PMI или иных профессиональных институтов, очень далеки от практики реализации проектов и их прямое использование практически недостижимо. Во-вторых, обнаруживается очевидный перекос в представлении теории управления проектами между различными отраслями и областями использования проектного правления. Особенно это видно, когда теория управления проектами делает акцент на любых проектах, а кейсовая часть чаще всего базируется исключительно на строительных проектах в силу их очевидной репрезентативности и функциональной полноты по сравнению с другими отраслями.
Еще больший диссонанс в восприятие науки УП вносят сами промоутеры или тренеры проектного управления, которые сформировали устойчивый миф, что знания об УП превалируют над отраслевыми компетенциями и даже без них любой сертифицированный в области УП менеджер может возглавить любой проект. Это, откровенно опасное и вредное для бизнеса, заблуждение привело к логичной деградации статуса проектного управления в бизнес-среде, а сертификация в области УП стали восприниматься как причина для игнорирования таких специалистов грамотными работодателями.
Одна из главных причин такого когнитивного дисбаланса в УП – это искажение роли и места в общей системе менеджмента, как корпоративного, так и государственного (см. рис. выше). Почему-то никому не приходит в голову ставить во главе, например, нефтяной или медицинской компании, человека, не имеющего отраслевых знаний. Но почему-то часто приходит в голову, что знание УП позволяет ставить менеджера руководителем проекта несмотря на отсутствие отраслевого опыта и квалификации. В данном случае, аналогия со знанием ПДД хорошо показывает, что можно как угодно хорошо знать ПДД, но вряд ли вас выпустят на дорогу (в бизнес), если вы не знаете и не умеете управлять конкретным транспортным средством. УП, как и ПДД, относится к категории публичных социальных договоров, что делает эту деятельность доступной и обязательной к исполнению для всех заинтересованных лиц. В этом свете, попытки создавать элиту в виде избыточной сверхсертификации в области УП (например, всевозможные уровни PMP и иные степени) без системного обоснования такого обособления – наносит еще больший вред области УП в целом. Это сродни тому, что отделять тех, кто особо хорошо знает ПДД от всех остальных – выглядит абсолютно неестественно и абсурдно.
Очевидным решением такой коллизии является формирование самостоятельной области знаний «УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ», которая, в первую очередь, обуславливает проектную сертификацию только через отношение к образовательному уровню в области строительства или инженерного дела. В международной практике под понятием «Управление проектом» понимается выполнение уполномоченными лицами координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем использования современных методов достижения нужных результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению интересов заказчика и прочих стейк-холдеров проекта.
Прежде чем начать обсуждать вопрос системного выделения области знаний по управлению ИСП, имеет смысл в принципе понять причины необходимости такого обособления, с тем чтобы четко идентифицировать инвестиционно-строительные проекты в общем потоке проектов. Сразу заметим, что в словосочетании «инвестиционно-строительные проекты» присутствует некая тавтология, поскольку, все проекты являются инвестиционными. Довольно удивительно видеть такие классификации проектов, в которых проекты делятся на инвестиционные и иные, по смыслу – неинвестиционные. Но нет никаких проектов, ни социальных, ни образовательных, ни культурных, ни иных, в которых ожидаемый результат не является продуктом инвестиций. И не важно, что инвестируется в проект, денежные средства, материальные ресурсы, человеческие знания или навыки, гранты или благотворительные взносы – это всегда только явные или неявные инвестиции, имеющие целью прирост общественного благосостояния, которой является и привычная нам предпринимательская прибыль. Главным отличием инвестиционно-строительных от прочих проектов является именно наличие CAPEX, то есть наличие в себестоимости проекта капитальных затрат, которые и определяют основные параметры возвратности инвестиций и управления результатами проекта в будущем. В общем случае, дихотомичная классификация всех проектов звучит именно так: проекты с CAPEX и проекты без CAPEXа.
Всё, что имеет ИСП как объект управления перед осуществлением управляющего воздействия с ним – это исходный набор ресурсов и конечную цель их последующей трансформации. Таким образом, УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ – это, очевидно, управление изменением ресурсов, которые на старте проекта имеют фактическое состояние (деньги, информация, знания, материалы, люди, инструменты), а в результате управления получают новое желательное состояние (новые продукты как результат синергии ресурсов). Таким образом можно с уверенностью утверждать, что УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ – ЭТО УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РЕСУРСОВ. Исходя из такого понимания проекта (управление трансформацией ресурсов) вообще легко отличить проект от процесса: процесс - это управление трансформацией ресурса в повторяющийся продукт, а проект - в уникальный продукт.
В общем случае проекты можно делить на проекты развития (проекты внутреннего операционного реинжиниринга компаний) и проекты расширения бизнеса (см. рис. выше). Если количественно оценить количество ИСП и прочих проектов в интегральном портфеле бизнеса, то однозначно, прочих проектов намного больше. ИСП-Проекты можно условно разделить на три типа:
1. Хозяйственные проекты (автопроекты): Автопроекты - это проекты, которые инициирует и исполняет сам Заказчик исключительно собственными силами. Например, вы решили сделать в квартире ремонт своими руками. Никто не запрещает, а может даже вы сделаете лучше, чем кто-то. Такие же проекты есть и в бизнесе, например, если крупный заказчик решил простроить новый цех хозспособом - это автопроект, а если строительная компания сама для себя решила построить новый офис собственными же внутренними ресурсами - это тоже автопроект. Как видно, автопроект - это такой проект, который для Заказчика важен не доходностью в будущем, а скорее – обойтись минимальными затратами и иными очевидными выгодами от собственного исполнения.
2. Подрядные проекты (заказ-проекты) - это такие проекты, в которых Заказчик на 100% использует услуги исполнителей, от составления и обоснования ТЗ, до управления проектом и сдачи в работу. Например, если вы решили себя подстричь или вставить имплант, то вы скорее всего на 100% доверитесь специалистам и в лучшем случае обговорите свои пожелания, страхи (риски) и требования. Это же касается и бизнеса. В этой ситуации такой проект для Заказчика является заказом, а для исполнителя заказ-проектом. то есть строительная компания может иметь внутри себя набор автопроектов и набор заказ-проектов. Таким образом, и управление проектами будет строиться по совершенно разным управленческим парадигмам и набором условий.
Комбинированные проекты (микст-проекты) - это комбинация вышестоящих двух проектов. В той или иной степени, приходится в автопроект привлекать частично соисполнителей, но на часть работ, которая для этих соисполнителей вполне себе заказ-проект. В то же время, заказ-проект частично выполняется собственными силами, например, в части управления сроками, стоимостью и контроля, что является типичными функциями технического Заказчика. Степень комбинирования МИКСТ-проекта - это всегда и есть вопрос договорных отношений и распределение функционала проекта среди его участников.
В отличие от прочих проектов, именно инвестиционно-строительные проекты затрагивают большое количество заинтересованных сторон (стейк-холдеров), с различными ожиданиями от проекта, которые в других типах проектов вообще не присутствуют, не проявляются или не могут появиться в силу специфики проектов. В строительные проекты вовлечены десятки стейк-холдеров: регулирующие органы, налогоплательщики, инвесторы, исполнители, жители, работодатели и деловое окружение бизнеса в целом. Любой строительный проект может не только дать толчок развитию экономики города или региона, но и создать целую цепочку кластерно-сетевых коммуникаций, ведущих к повышению экономической активности населения и повышения уровня его удовлетворенности. Очевидно, что роль ИСП в макроэкономике любой страны невозможно переоценить. Если, как было отмечено, количественная доля ИСП в глобальном портфеле уступает доле прочих проектов, то стоимостное наполнение значительно превышает их по всем параметрам (см. рис. выше). При этом, вопрос эффективности таких проектов становится краеугольным камнем в экономике в целом, ибо их неэффективность легко перекрывает эффективность совокупности прочих проектов.
При этом стоит отметить, что даже иностранные стандарты и рекомендации в основном сконцентрированы на классических канонах управления любыми проектами, а не инвестиционно-строительными. С одной стороны, это решение понятно, поскольку нельзя выстраивать базовые теоретические установки отдельно для разных видов проектов. С другой стороны, столь очевидное и серьезное отличие инвестиционно-строительных проектов от всех остальных типов проектов, привело к тому, что даже PMI был вынужден издать специальное расширение для строительной отрасли своего главного руководства – PMBoK.
В этом расширении, в дополнение к общим 9-ти областям знаний проектного менеджмента, авторы и составители от PMI добавили четыре специализированных для строительства области знаний, а именно:
1. Управление Безопасностью в проекте, которое включает стандартный набор действий по планированию, обеспечению и контролю безопасности. Безусловно, можно сколь угодно долго дискутировать на тему, почему вопросы безопасности так не выделены в классическом наборе областей знаний для любых проектов, но, вероятно, этот вопрос останется без ответа.
2. Управление воздействием проекта на окружающую среду. Казалось бы, здесь тоже возникает ряд вопросов, почему данную область знания надо относить исключительно к строительным проектам? Но исходя из того, что оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и мероприятия по уменьшению экологических рисков, в том числе и в рамках стандартов экологического менеджмента (ИСО 18000), являются привычным делом для строителей и девелоперов, то не будем зацикливаться на степени его всеобъемлимости.
3. Управление финансами проекта. Предполагается аналогичный набор операций по управлению финансами, в том числе, планирование, контроль, финансовое администрирование и учет финансовых операций.
Управление претензиями по проекту. В этой области знаний многое аналогично управлению рисками проекта, поскольку включает в себя и идентификацию претензий, классификацию, количественный и качественный анализ претензий, предотвращение претензий и урегулирование претензий.
Можно ли этими дополнительными областями знаний (см. рис. выше) описать специфику именно строительных проектов? – Вопрос риторический. Но с уверенностью можно сказать, что когда Заказчики хотят видеть у руководителей проектов подтвержденную сертификацию по управлению проектами, то чаще всего они говорят именно об инвестиционно-строительных проектах, а не о проектах развития, не о продуктовых и даже не об IT-проектах, поскольку мало кто ассоциирует такие требования непосредственно с тем или иным статусом в области УП. Поэтому именно инвестиционно-строительный проект должен стать краеугольным камнем науки управления проектами. При этом мы полагаем, что ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (ИСП) – любое, ограниченное ресурсными рамками, инвестиционное предприятие, направленное на создание нового уникального или изменение существующего объекта недвижимости, необходимого для безусловного достижения целей инвестирования.
Здесь следует простой вывод: Управление ИСП необходимо сделать уникальной самостоятельной областью знаний в виду тотальной значимости её результативности на экономику компании, отрасли или государства в целом. По аналогии с этой экономической значимостью, можно сказать, что, методологически, отличие управления ИСП от общих понятий УП отличается настолько, что невозможно в буквальном смысле переносить основные теоретические процессы УП на строительную отрасль. Факторов отличия множество, и мы попытаемся их осветить ниже. Например, даже сама база классификации инвестиционно-строительных проектов, отличает их от остальных проектов и предполагает уникальные эксклюзивные роли участников проекта по отношению к его результату. Теория УП не ставит различий между Заказчиком и Подрядчиком, как-будто это одна команда. Но для Заказчика любой проект – это его проект генерации затрат или центр инвестиций. А для исполнителя это совершенно иной проект – это центр прибыли или выручки самого Подрядчика. Соответственно, один и тот же проект «по названию» для разных участников представляет собой совершенно разные проекты и, соответственно, разные подходы к корпоративному проектному управлению.
Строительство – одна из наиболее зарегулированных отраслей проектной деятельности, где, в соответствие с законодательством, следует нанимать и создавать команды специалистов, владеющих вполне конкретными и сертифицированными компетенциями. Поставляемым результатом инвестиционно-строительного проекта является объект, с помощью которого создаются продукты, или в котором размещаются средства производства товаров и услуг. Это может быть и инфраструктура, с помощью которой осуществляется обеспечение жизнедеятельности городов, поселений, агломераций и иных мест проживания людей и их жизнедеятельности. Чаще всего строительные проекты завершаются возведением не типовых объектов, а именно уникальных сооружений. Какие же иные ключевые отличия проектов от инвестиционно-строительных проектов являются настолько важными и ключевыми, что делают это направление проектного управления столь эксклюзивным для всех отраслей народного хозяйства?
Давайте попробуем проанализировать по порядку:
1. Закон экономики строительства. Первой особенностью реализации инвестиционно-строительных проектов является их полная корреляция с законом экономики строительства: Движимые средства производства и Недвижимый Продукт. Эта парадигма настолько отличает инвестиционно-строительные проекты от любых других, что вправе говорить об отдельной теории управления строительными проектами, как обособленном явлении. Перемещение средств производства от одного здания или сооружения к другому – это производный фактор экономики строительства. Поставка ресурсов в различные точки производства работ существенно влияет не только на сроки и стоимость каждого отдельного объекта, но и на стоимость ресурсов на площадке, на организационные решения по управлению проектом, на коммуникации и обмен информацией, на контроль и надзор, на корректировку и модерацию управленческих решений.
2. Закон локализации продукта. В инвестиционно-строительных проектах приходится учитывать географические особенности строительной площадки, а также последствия строительства и пуска в экплуатацию данного объекта с позии воздействия на окружающую среду и будущие поколения, а вобщем случае надо ответить на 5 главных вопросов (см. рис. выше). Закон локализации объекта недвижимости говорит о том, что даже 2 совершенно одинаковых здания, стоящие рядом, будут иметь разную стоимость и влияние на внешнюю среду. На эксплуатационные параметры будущего объекта недвижимости влияют не только природно-климатические, социально-географические или инфраструктурные особенности пятна застройки, но и локальные стандарты, норматив и требования, национально-культурные и религиозные особенности местности, набор локальных рисков и наличие институтов их нейтрализации. Сезонность влияет не только на обеспечение и организацию работ на открытом воздухе, климатические условия требуют каждый раз новых проектов организации строительства, выбора доступного оборудования и машин, проектов производства специальных и дополнительных работ, необходимых для данной территории. Существенным отличием является строительство объекта в густонаселенном городе, где логистический момент доставки производственных ресурсов близится к нулю, и строительство такого же объекта в чистом поле (Greenfield), в отсутствие не только средств и предметов труда. Но и человеческих ресурсов нужной квалификации.
3. Закон замораживания ресурсов. Один из самых существенных факторов инвестиционно-строительных проектов – это длительное замораживание денежных средств, повышенная фондоёмкость, ресурсоемкость или материалоемкость строительного производства. Самым показательным примером замораживания денежных средств в инвестиционно-строительных проектах является строительство АЭС, которое может длиться и 8, и 10 лет, и более, а стоимость 1 блока АЭС варьируется от 3 до 6 млрд. долларов. Все средства, которые были потрачены до ввода в эксплуатацию по сути превращены в материалоемкий комплекс, не приносящий никаких притоков эффективности на всем протяжении проектного цикла. Даже строительство сетевых объектов, линейных транспортных артерий гораздо менее затратно, поскольку их можно пускать в работу очередями, блоками, пусковыми комплексами или эксплуатационными участками. Высокая материалоемкость сказывается и на стоимости доставки ресурсов на точку строительства, и на стоимости передержки, то есть избыточно заготовленных материалов, их ремобилизацию, потерю и технологические отходы.
4. Высокая капиталоемкость и длительная окупаемость. Этот фактор инвестиционно-строительных проектов является ключевым для инвесторов. Если вложиться в другие проекты можно без риска потерять капитал, без риска растягивания проекта во времени, то в строительных проектах слишком много переменных, которые приходится хеджировать при старте проекта. Даже сам факт изменения рыночной ситуации при строительстве объекте жилого девелопмента может существенно ограничить желания инвесторов продолжать проект, вплоть до его консервации и полного прекращения с ликвидацией (см. рис. выше). Средства, внесенные в строительные проекты чаще всего лишены альтернативной доходности, а потому объекты незавершенного строительства (ОНС) быстро теряют свою ликвидность, даже при весьма качественном и быстром производстве работ до момента остановки. Большая часть строительных проектов или не окупается в рамках бизнес-планов, или требует срочного реинжиниринга, редевелопмента или реконструкции с целью вернуть ему предпринимательскую привлекательность. Именно поэтому заниматься объектами недвижимости легче или крупным финансово-промышленным группам (ФПГ) или государственным структурам.
Продолжение см. Часть-2! Статья 2017 года. Зеркало статьи здесь.