Найти тему

Сейфтизм - действительно ли мир так опасен?

СЕЙФТИЗМ (от англ. saftysm.) — это культура тотальной безопасности.

Понятие впервые использовали американские исследователи — социальный психолог

Джонатан Хайдт и юрист Грег Лукьянов. Сейфтизм опирается на идею, что человеку угрожает опасность — и в качестве «оберега» вокруг него создается искусственный «пузырь».

Пример: родители пытаются «отфильтровать» окружение ребенка под предлогом защиты

от дурного влияния. Это является сейфтизмом и стремлением к гиперопеке. В результате

ребенок оказывается в «дистиллированной» среде и потом может испытывать трудности в адаптации к реальности.

Здоровая безопасность

Наверняка вы встречали такую пометку в соцсетях: sensitive content. Обычно она стоит на размытых изображениях, чтобы мы, случайно листая ленту, не увидели

шокирующий контент. Например, кадры с места масштабной трагедии. И дальше у нас есть выбор: «снять» пометку и все равно посмотреть или нет.

Такие предупреждения часто относят к сейфтизму, но это не совсем корректно. Есть

такой феномен, как травма свидетеля: человек идентифицируется с трагедией, и это вызывает выброс гормонов стресса, сопоставимый с тем, что мог бы возникнуть у реального участника событий. Пометки в соцсетях защищают от жестокости и насилия, которые могут дестабилизировать и ретравматизировать. И это — объективная техника безопасности.

-2

На чем строится сейфтизм?

Ответ — на вере в три «ложных» правила.

1. То, что тебя не убивает, делает тебя слабее. Поэтому предлагается избегать любой боли, дискомфорта и потенциально неприятного опыта;

2. Всегда доверяй своим быстрым негативным реакциям — и не подвергай сомнению основания, на которых эти чувства возникли;

3. Жизнь — это поле битвы между «хорошими» и «плохими» людьми. И мы должны быть «воинами добра».

-3

Человек создает вокруг себя «пузырь».

То есть номинально он защищается от морального дискомфорта, неприятных чувств, «плохих» людей и опасного мира.

Но на самом деле культ тотальной безопасности вредит. В изоляции мы избегаем общества других и больше подвержены тревоге.

Делим людей на «своих» и «чужих», то есть не согласных с нашими принципами — а это черно-белое мышление. Чем больше мы избегаем потенциального столкновения с негативом, тем сильнее нас сковывает страх.

Кроме того, в такой среде приживается разного рода цензура и враждебность.

Пример: агрессивные комментарии под фото «до» в сообществе, посвященном пластической хирургии. По мнению отдельных личностей, они не эстетичны, вызывают дискомфорт, а значит, должны исчезнуть.

-4

Сейфтизм объявляет опасным то, что способно причинить любой моральный дискомфорт.

Был случай, когда студенты Колумбийского университета потребовали запретить изучение Овидия, Гомера, Данте, Августина, Монтеня и Вирджинии Вулф, потому что это «угрожает их безопасности». Якобы тексты писателей «пропитаны историями об угнетении», что является «нападкой на личность учащегося», а эмоциональный отклик, который они вызывают, требует поддержки со стороны преподавателя — и предупреждения о том, что при чтении студенты встретят эмоциональный триггер.

-5

Однако убеждение в собственной или чужой хрупкости часто работает как само сбывающееся пророчество, а избегание негативного опыта приводит к тому, что с каждым разом он пугает все больше.

Примерно по тому же принципу полное исключение аллергена не защищает от аллергии, а повышает вероятность ее возникновения. А отсутствие физической нагрузки приводит к мышечной атрофии.

-6

Сейфтизм и психотерапия

Терапия помогает почувствовать себя лучше, но для этого скорее всего придется «раскопать» какое-то переживание из прошлого. Процесс это далеко не всегда приятный, он может тревожить и огорчать. Культура сейфтизма тут может проявиться так: я долго избегал своей душевной боли и вдруг соприкоснулся с ней на сеансе. Проще всего обвинить в этом терапевта: он неэтичный, непрофессиональный, грубый. И тогда человек живет в уверенности, что терапия подходит ему только тогда, когда не приносит и малейшего дискомфорта — в противном случае ее нужно бросить.

В действительности же каждый из нас способен выдерживать фрустрацию и психотерапия как раз помогает встречать разный опыт и эмоции, а не прятаться от них — и это освобождает от многих проблем.

Как освободиться от сейфтизма?

Можно попробовать пересмотреть свои убеждения так:

1. «Я могу выдержать определенную порцию дискомфорта, и это не разрушает меня, а повышает мою устойчивость»

2. «Если что-то может меня оскорбить — это не обязательно означает, что то, что вызывает эту реакцию, действительно является оскорбительным. Возможно, я приписываю другим ложные мотивы и мне нужно уточнить, что происходит на самом деле»

3. «Я доверяю себе, но допускаю, что все-таки могу ошибаться или что мои убеждения могут претерпевать изменения»

4. «Разница во взглядах не делает меня хорошим, а другого — плохим. Мы думаем по-разному, но мы оба в порядке, и я не стану предполагать о нем самое худшее»

-7