В ту пору мне было 13 лет. Мы жили в пятиэтажном доме. Квартира у нас была небольшая, но места всем хватало: у мамы с папой была своя комната, а мы, три сестрёнки жили в своей. Дом был уже не новый, но мы старались поддерживать в своей квартире чистоту и порядок, занимались мелким ремонтом. Ну а что сказать за подъезд… Вот там как раз чувствовалось, что дом старый, штукатурка местами облупилась, краска на стенах выцвела, тут и там виднелись надписи, сделанные детской рукой: «Танька-дура», «Сам дурак», «Света + Коля = Любовь».
Взрослые, которые жили в нашем подъезде, были вечно заняты: работа, дети, дом. Старушки, жившие здесь же, пытались как-то наводить порядок, подметали пол, собирали мусор, но этого хватало ненадолго. Уже к вечеру там появлялись брошенные окурки, различные бумажки, шелуха от семечек.
Но все как-то смирились с этим, пытались быстро проскочить подъезд и зайти в свою уютную квартиру.
Но однажды все изменилось...
В нашем подъезде поселилась одинокая женщина. Прежде всего познакомились с ней мы - девчонки-подростки. Мы очень любили сидеть на скамеечках возле подъезда. Днём там обычно восседали наши старушки, а к вечеру, сделав все уроки, выходили мы, там мы обсуждали какие-то свои девичьи дела - делились рецептами вкусного печенья, выкройками модных мини-юбок, обсуждали новые песни группы «Ласковый май», «На-На».
В нашем подъезде было восемь девчонок, примерно одного возраста, от 13 до 15 лет, все мы очень сдружились.
И вот однажды мы, как всегда, вышли к нашим любимым скамейкам, а там уже сидела немолодая, но очень эффектная женщина. Мы опешили, это было наше место.
-А вы кто? Вы в нашем доме живёте? - спросила Наташа, самая смелая из нас.
-Теперь да, я вчера переехала, вы наверно в это время в школе были. Теперь часто будем с вами видеться, я тоже каждый вечер выхожу подышать свежим воздухом. Меня зовут Элеонора Аркадьевна. А вас как? - ответила женщина. Мы представились.
Теперь в наших посиделках всегда присутствовала Элеонора Аркадьевна. Она жила одна и ей не хватало общения. Когда-то она была театральной актрисой, всегда была среди людей, но после болезни покинула театр и вышла на пенсию. Мы узнали, что совсем недавно она жила в центре города в трёхкомнатной квартире с дочкой, но дочка вышла замуж и женщина решила, что молодым лучше жить отдельно, поэтому разменяла свою большую квартиру на двухкомнатную (для дочки) и однокомнатную (для себя).
Мы любили своих родителей, но редко их видели дома, а нам порой не хватало общения со взрослыми, Элеонора Аркадьевна временно заменила нам родителей. С ней было очень интересно, она много чего знала. Женщина порой рассказывала нам краткое содержание какой-нибудь книги, останавливалась на самом интересном месте, и мы быстро бежали в библиотеку, чтобы заполучить интересующий нас томик, чтобы узнать, чем же там всё закончилось. Так мы полюбили читать.
Она познакомила нас со стихами Есенина, Пушкина, поэтами Серебряного века: Ахматовой, Мандельштамом, Блоком. Зимой, когда на улице стало холодно, мы встречались на квартире Элеоноры Аркадьевны, и вместе с нашей взрослой подружкой пекли пироги, торты, затем все вместе пили чай, а потом рассматривали многочисленные альбомы по искусству, слушали рассказы бывшей актрисы.
Однажды, ближе к весне, Элеонора Аркадьевна спросила нас, нравится ли нам наш дом, особенно подъезд. Мы признались, что не нравится, грязный, неухоженный, уборщица очень плохо убирает, да и ремонта давно не было. Тогда женщина рассказала нам свою любимую притчу:
-Одна семейная пара переехала в новую квартиру. Утром, проснувшись, жена взглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала белье.
-Посмотри, какое грязное у неё бельё. Наверное, она совсем не умеет стирать, надо её научить.
И всякий раз она удивлялась, какое грязное у соседки бельё.
Однажды утром жена вскрикнула:
-О, сегодня бельё чистое! Наверное, соседка научилась стирать!
-Да, нет, - сказал муж. - Просто я сегодня встал пораньше и помыл наше окно.
Так и в нашей жизни, всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее. Мы ругаем уборщицу, строителей, не делающих ремонт, неряшливых жильцов, а почему бы нам самим не преобразить наш подъезд?
-А что мы можем? Родители целыми днями на работе, в выходные им тоже нужно отдохнуть.
-А вы разве не взрослые? Давайте обсудим, что нам нужно сделать, чтобы у нас в подъезде стало красиво. Я выделю некоторую сумму на цемент, краску, кисточки, а вы поможете мне покрасить стены, вымыть окна…
Как только на улице потеплело, мы взялись за работу: красили, мыли…
Старички из 6 и 9 квартир, бывшие строители, помогли заштукатурить облупленные стены. Видя, какой ремонт идёт в подъезде, подключились другие жильцы, кто-то принёс цветы в горшках и украсили ими подоконники.
Старушки объединились и связали большой красивый ковёр, который положили при входе в подъезд, об него можно вытереть ноги и не тащить грязь по всему подъезду.
Мы, девочки, отмыли пол, затем установили дежурство, каждый на своём этаже, следили за порядком. Всем жильцам понравилась наша работа, все хвалили нас и нашу Элеонору Аркадьевну.
Бабушка Таня из 10 квартиры пригласила нас к себе, напоила чаем с вкуснейшим пирогом.
-В таком чистом и красивом подъезде вряд ли кому захочется пачкать и мусорить. Я видела, как заходя в наш подъезд, люди тщательно вытирали ноги об наш коврик, - заметила старушка
Нам так нравилось чувствовать себя взрослыми. Жильцы из соседних подъездов приходили, любовались красотой, пообещали тоже облагородить свои подъезды, оказывается, чужой пример заразителен.
Но мы не успокоились на сделанной работе. Попросили мальчишек, они вскопали землю, а мы сделали у подъезда красивые клумбы, некоторые жильцы привезли с дач цветы: лилии, георгины, розы, всё это высадили на клумбы. Теперь главное не забыть поливать их.
Как мы гордились проделанной работой. Мы поняли, чтобы сделать свою жизнь красивой, не нужно никого ждать и просить, нужно взять и сделать.
Прошло с тех пор много лет, но я до сих пор помню Элеонору Аркадьевну. Как много она сделала для нас, совершенно чужих девчонок, научила нас быть хорошими хозяйками. У неё была любимая поговорка: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Это стало девизом и моей жизни.