Найти тему
Удивляться разрешено

Событие, после которого ростовский трамвай окончательно убрали с главной улицы города

История Ростовского трамвая уходит в далёкое прошлое. В самое начало двадцатого века. И вот тут появляется самый интересный момент. Можно говорить, что настоящее, правильное трамвайное сообщение в Ростове-на-Дону началось в конце 1901 года. А можно и сказать, что началось оно аж в 1902 году. Всему виной понимание старый и новый стиль. Для всех горожан лучше будет звучать появление электрифицированного трамвайного движения в городе произошло в конце 1901 года.

Да и трамваи в городе Ростове стали появляться не сами по себе. Прародителем трамвайных маршрутов стали маршруты конки. По главным магистралям города были проложены бельгийской фирмой рельсы с единственной в России шириной колеи равной 1 435 миллиметров. Такая особенность до сих пор сказывается на трамвайной истории города.

К концу 19 века в городе были проложены четыре линии по которым бегали вагоны с конной тягой. От Нового Поселения к Богатяновскому спуску маршрут. От Сенного базара к Смирновскому спуску. От главного городского депо и по улице Большой Садовой. Ну конечно же самая главная линия конки, которая соединила железнодорожный вокзал города Ростова-на-Дону с другим городом. И даже стала единственной междугородней конкой. Жители города Нахичевань-на-Дону приезжали на ней к поезду на вокзал Ростова-на-Дону. И проходила она первоначально от Нахичеванской межи к вокзалу. Это уже потом городские власти города Нахичевань-на-Дону согласовали движение омнибусов до своей Базарной площади. Все движение было организовано по главной улицы города Ростова-на-Дону.

Совреенная Большая Садовая
Совреенная Большая Садовая

Вот на базе этих маршрутов конки и появился Ростовский трамвай. Постепенно электрификация коснулась всех маршрутов. Но наш рассказ посвящен Самому главному маршруту – по улице Большой Садовой. А именно самому последнему ее участку.

С этим маршрутом еще в период конной тяни связано очень много городских легенд и мифов. Росказней и былин. Якобы в центральной части города рельсы имели иногда извилистое направление. То одному купцу не нравился звон конки, то другому. И они выделяли деньги на отведение рельс подальше от дома. Не слышать шума городского.

Современный вокзал
Современный вокзал

Может именно поэтому и в последующем все городские власти Ростова-на-Дону прилагали максимум усилий на изменение трамвайного маршрута номер 1. От железнодорожного вокзала сначала к центру Нахичевани. А в последующие годы трамвай добегал до Сельмашевской больницы.

Вагоны шли от вокзала по улице Большой Садовой. Её в последствии переименовали в улицу имени Фридриха Энгельса. В Нахичеванской части свое движение они продолжали по 1-й Советской до Базарной площади. Такими улицами двигались вагоны маршрута номер 1 до самой войны 1941 года.

В 1957 году маршрут трамвая номер 1 восстановили, но запустили его уже по другим улицам. Не по центральным. Перенесли на сегодняшнюю улицу Закруткина и Станиславского. Но до вокзала трамвай все равно вынужден был проходить по улице Энгельса. Сегодня ее именуют Большой Садовой. Поворачивали от Станиславского вверх по проспекту Буденновскому и левым поворотом к вокзалу везли пассажиров. И только в конце 1966 года установили рельсовое полотно от вокзала вдоль речки Темерник. Через площадь Темерницкую, мимо переулка Братского по улице Станиславского к Старому Базару. К соединению с действующей линией 1-го трамвайного маршрута.

-4

Октябрь месяц 1966 года. Трамваи номер 1 и 5 повезли пассажиров по новыми маршруту. Разгрузили улицу Энгельса. Ускорили движение вагонов. В горку, от вокзала шли вагоны с пассажирами. И таким событием, которое позволило такое сделать было строительство нового трамвайного полотна.

Вот так в нашем городе Ростове-на-Дону освободили окончательно центральную улицу от рельсового транспорта.

Что скажете? #удивляться разрешено ?

Реагируя на мои статьи своими комментариями, вы заставляете меня лучше изучать материал и еще качественней писать рассказы. Прошу активно обсуждать тему публикации.

Обязательно нужен лайк! Вам просто отметить мою статью, а мне стимул для создания новых рассказов, новых возможностях вас удивлять. Подписывайтесь на канал. Подписчикам Дзен будет чаще показывать мои рассказы. И больше ничего! Ни рассылок, ни оповещений.