Способ производства и война
Война — это сложное и противоречивое явление общественной жизни. Войны проходят через всю историю классовых обществ и оказывают огромное влияние на жизнь народов и государств. Они могут замедлять или ускорять общественное развитие. Война есть историческое явление. Это значит, что было время, когда общество не знало войн. Войны не вечны и не являются не устранимой чертой человечества. Они возникли на определённой ступени развития общества, и обязательно настанет время, когда войны уйдут из жизни общества как пережиток дикости и зверства. Войны, их характер зависят от способа производства, от классовой структуры общества.
Первобытно-общинный строй, где не было классов, эксплуатации человека человеком и государства, не знал войны как организованной вооружённой борьбы во имя тех или иных политических целей. Тогда не было специальных отрядов вооружённых людей, специальных орудий для войны. Между племенами и родами были столкновения, но они бывали от случая к случаю, чаще всего из-за мест лучшей охоты и собирательства, более удобной стоянки, пастбищ для скота. Эти столкновения не были вызваны характером общественных отношений и требованиями способа производства первобытного строя.
Но в период разложения первобытно-общинного строя вооружённые столкновения племён и родов приобретают черты и характер войн. Общественное разделение труда, рост производительности труда, совершенствование орудий труда, появление прибавочного продукта приводят к появлению частной собственности на средства производства. Вместе с ней возникают и начинают оформляться классы и государство. В этих новых условиях случайные вооружённые стычки племён и родов сменяются сознательными вооружёнными нападениями, которые стали средством обогащения родовой и племенной верхушки, средством грабежа, средством приобретения продуктов, средств и орудий труда, предметов роскоши, рабов.
Возникновение частной собственности, классов привело к появлению государства, а значит, и к появлению особых отрядов вооружённых людей, зачатков армии и полиции. Война стала нормальной функцией эксплуататорских государств, которые представляли интересы угнетателей. Войны стали средством укрепления и расширения их господства, способом обогащения за счёт грабежа других народов.
Войны всегда преследуют политические цели, потому что сами они являются, как уже говорилось, продолжением политики того или иного класса насильственными средствами. Господствующий класс и его правительство имеют свои классовые цели и свою политику. Они достигают своих целей и ведут свою политику разными средствами — экономическими, идеологическими, дипломатическими и иными. Но если эти средства не приводят к поставленным целям, классы и их государства прибегают к открытому насильственному, вооружённому способу борьбы — к войне.
Поэтому, чтобы понять сущность войны и породившие её причины, надо изучить политику, которую тот или иной класс и государство проводили перед войной, задолго до войны. Надо изучить политику, которая вела и, наконец, привела к войне. Всегда и везде та политика, которую то или иное государство или класс внутри этого государства вели в течение долгого времени перед войной, неизбежно продолжается этим же самым классом и государством во время войны, только переменив при этом формы действия.
В этом легко убедиться. Если та или иная держава годами вела империалистическую политику, защищала интересы финансового капитала, который стремится грабить и угнетать чужие страны и народы, то и война, которая вытекла из такой политики, будет войной империалистической, за право грабежа других народов. Если политика колонии долгие годы была национально-освободительная, выражавшая интересы народа, а именно, его борьбу против национального гнёта, то и война, вытекающая из такой политики, была национально-освободительной войной. Если политикой пролетариата и существом его классовой борьбы является освобождение из капиталистического рабства, то и гражданская война пролетариата против буржуазии есть продолжение той же освободительной, революционной политики.
Где же кроются источники войн, объяснение характера и целей той или иной войны? Ответ надо искать в антагонистических способах производства, которые отражаются в политике классов и государств. Войны велись и ведутся за материальные интересы классов. Изучение политики этих классов и их государств позволяет установить, какие именно материальные интересы привели к войне, какой характер и цели данной войны. Как и политика, война всегда имеет чёткую классовую природу. Политика и война взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Основы, фундамент, базис всякой политики и всякой войны заложены в способе производства материальных благ данного общества, в общественно-политических порядках, в социальном и государственном строе данной страны. Любая война неразрывно связана с тем политическим строем, из которого она вытекает.
Но не из всякого способа производства, не из всяких общественных порядков необходимо вытекает война. С победой социализма во всём мире необходимость в войнах отпадёт, не будет экономических причин и корней для войны. Могут возразить, что Советской России и Советскому Союзу в 1918-1953 гг. приходилось воевать. Но те революционные, освободительные войны, которые пришлось вести диктатуре пролетариата, вытекали не из социалистического способа производства, не из внутренних законов развития социализма, а были вызваны и обусловлены капиталистическим окружением.
Поэтому нет и не может быть внеклассовой политики, нет и не может быть войны, которая не преследовала бы политических, классовых целей. Экономические интересы классов лежат в основе политики этих классов, в основе их коренных интересов. А поскольку война есть продолжение политики, то её характер и цели также определяются экономическими, т. е. коренными интересами тех или иных классов. Можно сказать проще: войны за экономические интересы кучки рабовладельцев всегда имеют несправедливый, реакционный характер; войны за экономические интересы огромного большинства народа, рабочего класса и остальных трудящихся, — всегда справедливы и имеют прогрессивный характер.
Однако разоблачить действительную сущность войн, которые ведёт буржуазия, не так-то легко, поскольку цели войны почти никогда не объявляются открыто. В то же время ленинско-сталинский СССР всегда открыто объявлял цели войн, которые его вынуждали вести: диктатуре пролетариата нечего было скрывать, поскольку её войны всегда носили освободительный, самый справедливый характер. Эксплуататоры наоборот, всегда скрывали и скрывают действительные цели своих войн. Чтобы придать международному грабежу, захватам и порабощению народов видимость справедливости, буржуазия и её профессиональные лжецы прибегают к жульническим манёврам, ложным вывескам и лозунгам, примазываются к памяти СССР, даже спекулируют словечками и социализме и революции — лишь бы одурачить рабочих, мобилизовать народные массы на борьбу за чуждые и враждебные им интересы. Поэтому, чтобы не ошибиться в политике, чтобы понять причины и существо той или иной захватнической войны, нельзя ограничиваться внешними идеологическими покровами такой войны. Нужно вникать в суть политики, которая вела и привела к данной войне.
В спорах с обывателями по поводу войны полезно ставить им такие вопросы:
- политика какого класса какой страны подготовила войну и привела к ней?
- в чьих интересах война ведётся?
- кто наживается на данной войне — кому она выгодна?
- какой интерес в этой войне у рабочего класса и остальных трудящихся, что принесла им эта война?
При этом обыватель смотрит на войну глазами телевидения и видит её как продолжение внешней политики. Это грубая ошибка. Внешняя политика классов и государств зависит от внутренней политики господствующего класса и вытекает из неё. Поэтому характер войны, её успех или поражение больше всего зависят от внутренних порядков тех стран, которые ведут войну. Война есть прямое отражение той внутренней политики, которую эти страны вели перед войной.
Ещё раз о характере войн
Поскольку вопросы о том, какую войну Россия ведёт на Украине, справедливую или реакционную, продолжают задавать (и это очень хорошо, т. к. указывает на рост интереса масс к политике), стоит ещё раз сказать о том, какую войну рабочий класс должен считать справедливой, а какую грабительской.
Бывают войны передовых классов и войны реакционных классов. Войны, которые закрепляют классовый гнёт и фашистский режим, и войны, ведущие к освобождению от гнёта и фашизма. По этому признаку войны бывают двух родов:
- А) справедливые, незахватнические, освободительные, имеющие целью защиту народа от внешнего порабощения, освобождение народа из рабства капитализма, свержение фашистского режима и установление режима широкой народной демократии, освобождение зависимой страны от гнёта иностранного империализма;
- Б) несправедливые, захватнические, имеющие целью захват и порабощение чужих стран, чужих народов, что связано с усилением фашистских режимов.
Бывает так, что характер и цели войны в начале её были одни, но существенно изменились в её ходе — в зависимости от изменения политической обстановки, в которой развивается война. Скажем, если завтра российские трудящиеся сметут фашистский режим у себя в стране, заменят его режимом широкой буржуазной демократии и предложат Украине почётный мир, а украинское правительство, не приняв такой мир, продолжит несправедливую войну, то новое российское правительство, вынужденное защищать демократический режим, поведёт тогда справедливую войну. В результате изменения внутренней политической обстановки воюющих стран, изменения международной обстановки вследствие новой расстановки классовых сил, несправедливые войны могут превращаться в справедливые. И наоборот — в результате контрреволюции — войны, которые начинались как справедливые, могут стать грабительскими, реакционными.
Роль несправедливых, захватнических войн, которые ведёт буржуазия, состоит в том, что они задерживают, тормозят развитие человеческого общества — через усиление гнёта и эксплуатации порабощённых классов и народов. Эти войны отстаивают старое, отжившее, гнилое, реакционное, подавляют новое, рождающееся, революционное, необходимое народам для развития и движения к нормальной человеческой жизни.
Сегодня все войны, которые ведёт буржуазия, являются несправедливыми — между империалистическими группами и государствами в их борьбе за передел мира, сферы приложения капиталов, за рынки сбыта, новых рабов, ценное сырьё, воду, удобные пути перевозки товаров, плацдармы для дальнейшего развёртывания войны. Правительства империалистических государств — это всегда правительства национального предательства, а потому, даже если на империалистическое государство напали другие империалистические хищники, оно всё равно не будет вести национально-освободительную войну. Поэтому для того, чтобы война стала справедливой, чтобы агрессору был дан адекватный отпор в соответствии с интересами трудящихся данной страны, трудящееся население должно самостоятельно приложить руку к руководству и организации отпора, чего нельзя сделать без серьёзных демократических преобразований.
Справедливые, освободительные войны сегодня существуют лишь в зачатке, на базе широкого недовольства трудящихся своим положением. Эти зачатки обязательно вырастут в войны пролетариата против буржуазии. Это будут самые справедливые и прогрессивные — революционные войны, ибо они должны будут разрушить старые, вредные и реакционные учреждения, которые мешают свободному развитию народов. Такие войны принесут угнетённому человечеству освобождение от капиталистического рабства и создадут условия для самостоятельного развития зависимых стран. Справедливые войны выражают потребности дальнейшего развития общества и служат этому развитию.
О противниках войны
Всё больше трудящихся, узнав на себе, что такое война, становятся её противниками. Это хорошо, но недостаточно. Быть против войны вообще — не значит, быть на самом деле против империалистической войны. Большинство трудящихся против войны «на бытовом уровне» — они против всякой войны, они понимают войну абстрактно, без понимания её классового содержания. А рабочие не могут быть противниками всякой войны вообще и не могут смотреть на войну с бытовой и сентиментальной точек зрения. Нет воды, погибли дети, разрушены дома и т. п. — это дикости и зверства фашистской буржуазии, а не трудового народа той или иной страны. Поэтому рабочие а) требуют конкретного классового анализа войны, б) являются противниками захватнических, несправедливых войн, в) являются сторонниками войн справедливых, освободительных. Передовые рабочие — противники таких войн, которые ведёт буржуазия в целях усиления своего господства, грабежа трудящихся, подавления и эксплуатации других народов. Рабочие должны всегда выступать против насилия над трудящимися. При этом рабочий авангард обязан призывать трудящиеся массы к самой решительной борьбе против захватнических войн — вплоть до революции и свержения фашистского режима, ведущего войну. В то же время сознательные рабочие должны быть принципиальными сторонниками насилия рабочего класса и передовых, демократических общественных сил по отношению к фашистской буржуазии и её государству. Без насилия по отношению к озверевшим насильникам, имеющим в руках орудия и органы власти, нельзя избавить народы от этих насильников.
Поэтому передовые рабочие признают законность, прогрессивность, справедливость и необходимость войн пролетариата и угнетённых трудящихся против своих угнетателей, но осуждают войны буржуазии против народов и угнетённых масс как варварское и зверское дело. Общий принцип такой: коммунисты и передовые рабочие всегда должны вставать на сторону угнетённых, следовательно, они не могут быть противниками войн, целью которых является борьба против фашизма и угнетения.
Это значит, что рабочие должны разъяснять запуганным массам необходимость и справедливость гражданской войны против своего правительства. Вместе с тем деление войн на справедливые и несправедливые ведёт к вопросу о защите отечества в войне, по которому наибольшая путаница у трудящихся. Позиция рабочего класса здесь одна: защита «отечества» в империалистической войне есть полная измена делу рабочего класса, удар по интернационализму трудящихся, это защита узниками своего концлагеря. И наоборот, интересы справедливой, освободительной войны требуют самого активного участия масс в обороне страны.
Ведь что значит рабочим и трудящимся признавать защиту отечества? Это значит признать законность и справедливость империалистической войны, признать, что эта война ведётся в интересах рабочих и трудящихся масс. А какая война ведётся в интересах рабочих и угнетённых трудящихся? Только война за свержение фашистской диктатуры финансового капитала и установление самой широкой демократической республики, только война за свержение капитализма и установление власти рабочих и трудящихся — за социализм, только война для защиты завоеваний социалистической и демократической революции.
Но если войну ведёт буржуазия, финансовый капитал в целях укрепления своего господства, в целях усиления фашистского гнёта, грабежа и эксплуатации трудящихся — это несправедливая, преступная война. И защита «отечества» в такой войне есть гнусность и предательство рабочего класса и всего трудового народа. В такой войне — к примеру, в нынешней войне на Украине, — каждый честный рабочий и трудящийся любой страны обязан желать разгрома и поражения обоим правительствам, участвующим в этой войне. Третьей позиции здесь нет, ибо она будет скрытой поддержкой «своей» фашистской буржуазии.
Как оправдывают несправедливые войны
Фашистские теоретики, вроде нынешних Дугина, Переслегина и т. п., в угоду своим хозяевам пытаются доказать, что война — это естественное и вечное явление в жизни общества, что не может быть вечного мира. Они выдумывают философские «теории», оправдывающие империалистическую войну, но сразу же объявляют «вне закона» революционную войну пролетариата против буржуазии. Одной из таких «теорий» является этическая теория войны. Война объявляется «нравственным началом жизни» народов и государств, вечный мир бывает только на кладбище, длительный мир ведёт к застою развития, моральной деградации общества и его гибели. Лекарством от застоя и деградации объявляется война, «пускание дурной крови», которое ведёт к нравственному выздоровлению народов и совершенствованию людей. Многое из этой теории черпали гитлеровцы, оправдывая свои злодеяния против народов. Обрывки этой «теории» можно услышать сегодня от политических деятелей разных стран.
Широкое распространение получила биологическая «теория» войны. К ней часто прибегал в своих речах В. Жириновский и другие рупоры монополистического капитала. Суть этой «теории» в том, что войну преподносят массам как естественный, биологический закон жизни народов. Причины войны видят в биологической природе человека. Жулики пытаются использовать дарвинизм — да к тому же, с ошибками — распространяя законы животного мира на общество. Они пытаются доказать, что война есть необходимое явление жизни, что борьба за существование в животном и растительном мире есть закон общественной жизни. Из этой фальсификации науки «философы» империализма делают вывод, что война является вечным, неотвратимым и полезным явлением в жизни народов. Учёные фашисты пытаются опровергнуть тот факт, что источником современных войн является капитализм, господство частной собственности. Они заявляют, что причины империалистических войн надо искать в «агрессивном инстинкте», заложенном в «природе человека».
Какой политический смысл в биологической теории войны? Буржуазии нужно оправдать свои разбойничьи войны, скрыть от народов действительные источники и причины этих войн, одурачить и отвлечь массы от революционной классовой борьбы против капитализма и фашизма, против своих правительств — поджигателей империалистических войн. Сознательные рабочие обязаны без устали разъяснять обывателям, что человеческое общество развивается по особым, только ему присущим законам. Всякая аналогия между войнами и «борьбой за существование» в природе фальшива и ложна. Причины войн, как и всякого общественного явления, надо искать не в биологической природе человека, а в исторически определённых способах производства, основанных на господстве частной собственности и эксплуатации человека человеком.
Все эти реакционные и гнусные выдумки исходят из антинаучного понятия «человека вообще», который будто бы всегда и везде имеет одну и ту же природу, способности, свойства, такие как драчливость, тщеславие, жажда крови, животная страсть к войне. Но в действительности никаких неизменных особенностей человека не существует. Люди живут в определённых общественно-исторических, материальных условиях, от которых и зависят их взгляды, характер, нравы и обычаи, стремления и способности. Это значит, что источники войны надо искать в общественном материальном бытии людей, классов, в условиях их материальной жизни, а не в выдуманных буржуазией биологических, расовых или национальных особенностях народов.
Для оправдания империалистических захватов и грабежа учёные фашисты оживляют сегодня и старые людоедские теории, вроде мальтузианства. Эта теория рассматривает войну как благодетельный фактор, избавляющий общество от «лишнего» населения. Война уничтожает «избыточное» население и тем самым якобы восстанавливается равновесие между количеством людей и средствами существования. Но избыточным населением буржуазия почему-то считает только рабочий класс и трудящихся, а отнюдь не самих себя. Голод, нехватку продовольствия и пресной воды она объясняет не тем, что капитализм завёл народное хозяйство человечества в глухой тупик, а быстрым ростом трудового населения.
От нынешних российских пропагандистов часто слышны ссылки на реакционную и антинаучную т. н. «геополитическую» теорию. Эта теория пытается оправдать захватническую войну на Украине и планы захвата других стран географическими соображениями. Те же пропагандисты критикуют идеологию космополитизма, приписывая её американскому правительству. Эта теория является по своей сути буржуазным национализмом, которым монополии США прикрывали свои планы мирового господства и подготовки новой войны. Элементы того же космополитизма есть в нынешней политике российской буржуазии, которая называет свою агрессию «борьбой за русский мир». Что у империалистов США, что у российских олигархов эта теория является старым гитлеровским флагом, обновлённым на новый манер. Не может быть сомнения, что российскому и американскому империализму с их теориями войны не избежать той же участи, какая постигла «старых» гитлеровцев.
Рабочие должны понимать, что в основе всех буржуазных теорий войны лежит стремление обосновать неизбежность и вечность войны, оправдать захватнические войны, грабёж народов и фашистскую политику правительств, подкрасить и замаскировать разбойничий характер империалистических войн, обмануть трудящихся, превратить их в пушечное мясо, отвлечь рабочих от борьбы с прогнившим капиталистическим строем, порождающим войны.
Продолжение будет.