Неоднозначность ситуации вокруг мобилизации кого не попадя недавно отразилась и на отдельных особо рьяно выполняющих свой долг военкомах, которые «ошибочно» призывают десятки тысяч наших сограждан.
Но если взглянуть на ситуацию объективно, изучить слова самих военкомов, а также исследовать законодательство, то станет ясно, что военкомы скорее всего тупо исполняют закон о мобилизации, в котором черным по белому написаны категории граждан не подлежащих мобилизации:
Статья 18. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации
1. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
2. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
Никаких указаний про то, что не подлежат мобилизации граждане без боевого опыта и тому подобное из озвученных министром обороны «критериев» в законе не закреплено.
Очевидно и в секретной части Указа Президента о мобилизации такого нет, как и в прочих инструкциях, которые рассылаются из министерства обороны по военкоматам.
Об этом косвенно свидетельствуют и первые судебные процессы, где суды говорят, что лиц без боевого опыта вполне себе законно призывают на службу.
Хотя отсутствие таких указаний в инструкциях не может служить оправданием для военкомов, которые призывают очевидно больных и негодных для несения тягот «солдат».
Тем не менее, военкомы работают в условиях правового вакуума, когда министр и Президент спускают вполне себе конкретные бумаги с планами призыва, и когда те же самые Президент и министр не спускают никакой официальной бумаги по отсрочкам.
Спустя неделю мобилизации Президент подписал Указ об отсрочке для студентов (но в итоге это спасло ситуацию лишь частично, поскольку в Указе забыли про других обучающихся — аспирантов и, например, студентов-медиков, поскольку в силу Закона об образовании они имеют собственные наименования — ординаторы и т. п.).
А юриспруденция наука строгая, чего не написано в правовом акте, того не существует (грубо говоря).
И вот на третей неделе мобилизации до законодателей начинает доходить, что необходимо что-то делать с этим нездоровым правовым вакуумом, принимать системное решение для защиты прав граждан.
Депутаты Государственной Думы С.В. Авксентьева, В.А. Даванков, Г.К. Арапов предложили внести изменения в закон о мобилизации и подготовили соответствующий Законопроект № 203675-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
В пояснительной записке депутаты решили не вспоминать все грехи военкомов (военным и без этого критики сейчас хватает), а просто сказали о необходимости уточнения положений законодательства:
В соответствии с Указом Президента от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Однако в действующей редакции Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» определен круг лиц имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, независимо от характера объявленной мобилизации - общей или частичной.
В результате законопроектом предлагается разграничить круг лиц имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по общей и частичной мобилизации.
Если депутаты поддержат его в предложенной редакции, то круг граждан, имеющих право на отсрочку существенно расширится.
Это будут граждане, которые:
1. имеют постоянное место работы и обеспечивают уход за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
2. имеют на иждивении трех и более детей в возрасте до 18 лет (или детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) либо на иждивении и воспитывают без матери (отца) одного ребенка и более в возрасте до 18 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 18 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
3. имеют жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и на иждивении двух детей в возрасте до 18 лет (или детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность);
4. являются единственным кормильцем семьи, в которой имеются дети инвалиды;
5. являются сыновьями (родными братьями):
· военнослужащих, проходивших военную службу, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
· граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов;
6. имеют мобилизованного члена семьи, состав которой определяется в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации;
7. обучаются по очной, очно-заочной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих государственную аккредитацию;
8. являются единственным сыном или дочерью одинокого родителя.
Инициатива похвальная, но преступно запоздалая, ведь установить уголовную ответственность за уклонение от мобилизации накануне Указа о мобилизации, депутаты смогли, а защитить права граждан не могут до сих пор.
Кроме того, сейчас военкоматы потратили силы, средства и время на то, чтобы поймать условного студента, отправить его на обучение, а внесут изменения в закон и получается, что все было зря, армия солдата не получила.
Похоже классика будет актуальная всегда «Кто виноват? И что делать?».
С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.