Найти в Дзене

От пароходов до подводных лодок: история Сормовского завода

Сормовский завод был основан рядом с деревнями Сормово и Мышьяковкой в июне 1849 года князьями Кочубеевым, Меньшиковым и Бенардаки. В то время они даже и предположить не могли, что через сотню лет их детище будет известно как один из лучших паровозостроительных заводов. В то время на них выпускались в основном пароходы, баржи, буксиры и нагревательные печи, но никак не локомотивы.

Впрочем, экономический кризис 1860 года расставил всё по своим местам. Единоличным владельцем компании стал Дмитрий Бенардаки, перенёсший курс её развития с воды на рельсы. И неудивительно — железные дороги строили уже активно, потребность в вагонах, колесах, шпалах и паровозах была высока.

В 1870 году заводу удалось обзавестись первой в России мартеновской печью. Благодаря ей местный металл стал лучшим в стране. Тогда открылась возможность оборудовать новые цеха и начать производить вагоны. Однако на успех задумки повлиял личностный фактор: сам Бенардаки скончался, место владельцев заняли его наследники, которые организовали акционерное общество и назначили неумелого управляющего.

-2

Им грозили большие долги и проблемы — даже закрытие производства, пока руку помощи не протянуло государство. Правительство взяло завод под своё "крыло" и организовало заказ на 3000 вагонов, тем самым предоставив средства на дальнейшее развитие. Уже через пять лет 17% от всех вагонов в стране были выпущены на Сормовском производстве.

В 1882 году в Москве устроили XV Всероссийскую промышленно-художественную выставку. Там завод отличился. Его экспонаты — пассажирский вагон I класса и специальный вагон-ледник, предназначенный для транспортировки мясных продуктов, — получили высокие оценки. Компании дали право изображать на своей продукции государственный герб, что было большой честью.

К концу XIX века Сормовскому заводу передавали важнейшие военные заказы, количество рабочих приближалось к 20 тысячам человек, было открыто целых 28 цехов и 7 технических бюро. И в 1905 году, наконец, с рельс спустили 1000-й по счёту паровоз.

Главной же разработкой, окончательно прославившей завод, стал паровоз типа 1-3-1. В ходе испытаний он добрался из Петербурга в Москву чуть меньше чем за восемь часов, развивая скорость до 125 километров в час. По чертежам Сормовских инженеров такие машины строили и в других регионах.

-3

После революции завод начал выпускать не только поезда, но и танки. Также Сормовский победил в конкурсе Наркомата путей сообщения на лучший проект большегрузного вагона и наладил выпуск паровозов серии ЭМ. Именно эти локомотивы сослужили важную службу на железной дороге во времена Великой Отечественной войны.

В 1934 году производство переориентировали: по решению специальной комиссии главным его направлением стало военное судостроение. От выпуска паровозов пришлось отказаться. Но после окончания войны всё вернулось на круги своя, и "Красное Сормово" (так завод назывался после революции) сыграл значительную роль в возрождении железных дорог.

Свою репутацию Сормовский завод сохранил и до наших времен. За последние 70 лет там успели построить множество машин — кораблей, судов, локомотивов, вагонов, танков и подводных лодок. В 2019 году компания отметила 170-летие.

#РЖД #железная дорога #Сормово #история #завод