Найти тему

И снова про предельные цены на российскую нефть

Европейский Союз не ввёл предельные цены на российскую нефть в рамках очередного пакета антироссийских санкций. Глава Еврокомиссии заявила следующее: "Мы закладываем правовую основу для ограничения цен на [российскую] нефть". Как это понимать.

Принятый в конце мая и вступивший в законную силу в начале июня шестой пакет санкций вводил ограничения на закупку европейскими покупателями российской нефти (с декабря 2022 года) и нефтепродуктов (с февраля 2023 года), также вводился запрет на обеспечение морских перевозок копаниями из ЕС этих энергоресурсов. Неожиданно наши западные партнёры заметили, что Россия переориентируется на иных поставщиков услуг по морским перевозкам. Получалось довольно глупо: РФ практически не снизит экспорт, а европейские компании-перевозчики (страховщики, финансисты и пр.) потеряют долю рынка.

Можно было бы ослабить санкции, просто разрешив европейским компаниям перевозить российскую нефть. Но с политической точки зрения такой ход был невозможен. Во-первых, прямое ослабление санкций — признание своего поражения. Во-вторых, тогда в принципе было бы непонятно, кого именно наказывают санкции ЕС, если Россия продолжит спокойно экспортировать свои ресурсы, и только странам Запада будет запрещено их покупать.

Система предельных цен должна была решить эту проблему. В её рамках предлагалось странам за пределами Большой семёрки и Евросоюза устанавливать в ультимативной форме определённые Западом цены на российскую нефть, и тогда европейские компании получали право участвовать в её транспортировке морем. Но в рамках Евросоюза это необходимо оформить в виде некого регулирующего документа. Таковой оказался принят в рамках восьмого пакета санкций.

То есть корректно говорить не о том, что ЕС ввёл предельные цена на российскую нефть, а о том, что Брюссель составил регулирующий документ, который по сути расширяет исключения из шестого пакета санкций для европейских компаний, участвующих в морских перевозках нефти.