В нацистской Германии открытые выступления против правительства были невозможны из-за смертельной опасности. Но и в этих условиях находились антифашисты, изнутри подрывшие мощь гитлеровского государства.
Заинтересованность советской разведки в этих людях была огромной, ведь некоторые из них занимали высокие посты, владели бесценной информацией. В 1935 году большой удачей стало привлечение к работе на НКВД Арвида Харнака, сотрудника рейхсминистерства экономики. Он действовал под оперативным псевдонимом «Балтиец», затем - «Корсиканец».
Были осведомители и среди высокопоставленных военных. Одним из лучших наших агентов стал Харро Шульце-Бойзен. На советскую разведку он работал с 1940 года под оперативным псевдонимом «Старшина». Первоначально офицер передавал информацию через «Корсиканца». Выходец из высокопоставленной семьи, сын морского офицера, внук гроссадмирала, полиглот мог сделать блестящую карьеру. Но он выбрал иное - борьбу за освобождение Родины от нацисткой чумы.
В 1934 году за издание антинацистского журнала «Дер гегнер» Харро получил сотню палок от штурмовиков. Он выжил, но не смирился, выбрал военную специальность, стал летчиком-наблюдателем. Поступив на службу в разведку Люфтваффе, офицер получил доступ к секретным сведениям.
«Старшина» предупредил нашу разведку о предстоящей бомбежке Барселоны. У него было много знакомых офицеров в разных ведомствах, разделявших его взгляды. Анализируя поступавшие сведения, он передал срочную информацию о готовящемся нападении на СССР.
Во время войны ему предложили создать самостоятельную группу. В НКВД от «Старшины» поступали бесценные сведения - о новых типах самолетов, бомбах, торпедах, о потерях германской авиации. Благодаря ему в СССР знали о местах арсеналов химического оружия на территории Германии, о готовящихся диверсиях.
Агент «Корсиканец» нисколько не походил на «Старшину», который сумел перед самим Шелленбергом поставить себя фанатиком. Доктор права Арвид Харнак и внешне производил впечатление кабинетного ученого - выдержанного, интеллигентного, осторожного. Это не помешало ему уже в 1931 году стать организатором «Научного общества по изучению советской плановой экономики». В следующем году он совершил рабочую поездку по крупнейшим предприятиям СССР.
После прихода нацистов к власти Харнак стал научным сотрудником рейхсминистерства экономики. Под внешней сдержанностью, скромностью этого человека скрывались недюжинные организаторские способности. Он сумел подобрать агентурную сеть из 60 единомышленников. Антифашисты предполагали, что в новой Германии им удастся занять руководящие посты, вернуть страну на цивилизованный путь развития.
Уже в сентябре 1940 года «Корсиканец» предоставил советской разведке развернутый план нападения фашистской Германии на нашу страну. За пять дней до 22 июня 1941 года он, получив сведения от «Старшины», предупредил НКВД о начале вторжения в самое ближайшее время.
Это были одни из лучших агентов Советского Союза в Германии. Они действовали осторожно, но роковая, нелепая случайность погубила обоих. В июле 1942 года отдел дешифровки вермахта расшифровал радиограмму, переданную из Москвы в Брюссель, где была указаны данные «Старшины», его адрес. Шульце-Бойзена, его жену Либертас, Харнака с его супругой Милдред арестовали и казнили.
Гитлеровцы, раскрывшие тайную сеть, называли этих людей предателями и изменниками. Но правда была иной – горстка храбрецов восстала против нацистов и их отвага, душевная стойкость вызывала удивление даже у врагов. Они просто были настоящими патриотами Германии, а не фанатиками Гитлера.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.