История случилась прошлым летом примерно в ста километрах от села Подволочное Усть-Удинского района Иркутской области. Для полноты понимания возникшей ситуации поясню, что населенный пункт относится к категории удаленных, добраться сюда можно летом только по воде или по воздуху, но перелёт могут позволить себе только врачи медицины катастроф, за которой прочно закрепилось другое название – санавиация.
Есть вертолеты и у бизнесменов, курирующих рубку здешних лесов. Но как говорится: «Есть-то есть, да не про вашу честь».
Вернемся к самой истории. На двух мужчин (местные говорят, что они рубили геопрофили для сейсморазведки) напала медведица. Жители Подволочной в красках рассказывали, что мужчины попытались не то пофотографировать медвежат, на которых случайно наткнулись в тайге, не то устроить с косолапыми фотосессию. В общем, нарушили все что можно – технику безопасности, правила поведения в лесу, одну из заповедей таежников – не приближайся к медвежатам, их мамашка, скорее всего, находится рядом и атакует незамедлительно. Что в итоге и произошло. В мгновение ока крупная медведица, появившаяся невесть откуда, подмяла одного из мужчин, покусившегося на ее потомство.
У его товарища, по счастливой случайности, оказалось ружье, и он несколько раз выстрелил в зверя, вскользь задев товарища. Медведица, кувыркнувшись, что свидетельствовало о том, что ее крепко зацепило, скрылась в чаще. Мужчина каким-то чудом смог дозвониться до МЧС, те вызвали борт медицины катастроф. Однако винтокрылая машина оказалась бесполезной – летчики не смогли найти сигнальный костер, разведенный в тайге. Находясь в состояния шока, мужчина передал неверные координаты.
Когда в Подволочной узнали о ЧП, глава поселения Виталий Карабельский организовал группу и, взяв с собой фельдшера Татьяну Гамаюнову, отправился в тайгу на выручку.
Сначала, сколько позволяла дорога и просеки, ехали на бортовом уазике, потом спешились. Далее начиналась вековая тайга. Только в два ночи, прорубаясь сквозь заросли, группа вышла к месту происшествия.
Мужчины находились в шоковом состоянии, один – от боли, второй – от испуга. Никто не знал, где раненый медведь? Зверь мог притаиться и напасть. Как назло, ночь выдалась темной. Однако, выбора не было – время работало против людей.
Не очень разбираюсь в медицинской аппаратуре и лекарствах, но точно знаю, что сельские фельдшерские пункты не избалованы ни тем, ни другим, десятилетиями работая по схеме: градусник – подмышку, таблетку – под язык. Татьяна Гамаюнова грамотно распорядилась имеющимися в её распоряжении препаратами, оказав экстренную помощь раненому.
Позднее женщина вспоминала, что у поломанного медведицей мужчины уже начинались судороги. Любое промедление могло стоить ему жизни. Поэтому не дожидаясь рассвета, соорудив носилки, группа более пяти часов выносила пострадавшего к автомобилю. Парень оказался грузным – более ста килограммов, народным санитарам приходилось часто останавливаться и отдыхать.
Добравшись к утру до грузовичка, группа вздохнула с облегчением, полагая, что дальнейшая эвакуация не займет много времени. Увы, из-за сильных болей транспортировка оказалась невозможной, обезболивающие лекарства заканчивались. Тогда на кузове машины Татьяна Владимировна оборудовала нечто вроде реанимации, больничной палаты, назовите, как хотите, совершив, по сути, гражданский и профессиональный подвиг.
Мужчина остался жив, днём его забрал из тайги вертолёт. Позднее мама пострадавшего по телефону благодарила жителей Подволочного, которые спасли её сына в непростой ситуации.