Найти тему
АиФ-Самара

На «тревожную кнопку» надейся. Как обстоят дела с безопасностью в школах?

   На «тревожную кнопку» надейся. Как обстоят дела с безопасностью в школах?
На «тревожную кнопку» надейся. Как обстоят дела с безопасностью в школах?

За последние четыре года страну потрясли несколько трагедий в школах: в 2018 году в Керчи, в прошлом году в Казани и Перми. На днях душевнобольной гражданин напал на школу в Ижевске. Погибли 17 человек.

Кто остановит человека с оружием?

Александра Никитина из Кинеля переживает, что комплексно проблему никто не решает. «В соцсетях тысячи открытых групп с шок-контентом, пропагандирующих насилие как стиль жизни. Ни служба поддержки ВКонтакте, ни Роскомнадзор, ни полиция не видят никаких проблем в том, что подобная идеология транслируется у нас на неограниченную аудиторию. Что будет дальше? Около недели мы будем видеть передачи, в которых будут обсуждать усиление пропускных режимов в школах, системы распознавания лиц и прочих финансово выгодных для некоторых граждан инициатив. И опять никто не задаст простой и логичный вопрос: «А как все эти пропуска и биометрия смогут остановить человека с оружием, принявшего решение убивать?» - задаёт справедливый вопрос наша читательница.

Ситуация усугубляется массовым переходом таких пользователей в закрытые чаты, которые дают полную анонимность.

Маргарита Руденко интересуется: почему ещё 10 лет назад случаев нападения с участием бывших учеников в российских школах не было? А сейчас в основном преступники - это молодые люди, бывшие выпускники этих школ. Что за педагоги занимались их воспитанием 11 лет? Психологи отмечают, что обсуждая с детьми эту тему, родителям важно помнить, что дети совершенно по-другому интерпретируют и понимают информацию. У них в связи с этим неизбежно возникают опасения, сомнения и вопросы, на которые они хотят получить ответы. Если взрослые им их не дадут, то они будут искать их самостоятельно.

Заместитель директора по учебно-методической работе Регионального социопсихологического центра Наталия Илюхина подчёркивает, что психологическая безопасность - это многогранное понятие. А один из её аспектов - это отношения, которые выстраиваются внутри школы не только между одноклассниками, но и между взрослыми и детьми.

«Важно понимать, что конфликтные ситуации, к сожалению, могут быть той самой причиной, которая провоцирует агрессоров на подобные поступки. В Самарской области очень много внимания уделяется тому, чтобы предупредить конфликты. Во всех образовательных учреждениях есть школьные психологи. Во многих школах есть так называемые службы примирения, которые помогают разрешать конфликты между детьми и взрослыми», - рассказала Наталия Илюхина.

Для учеников проводят психологическое тестирование на добровольной основе. Специалисты просят родителей не сопротивляться этому, это позволяет выявить эмоциональное напряжение у ребёнка, чтобы потом выстроить с ним индивидуальную работу.

Школа - это не крепость

«Для обеспечения безопасности в школах следует перепрограммировать систему видеонаблюдения на распознавание огнестрельного и холодного оружия. Почему это не сделано до сих пор?» - интересуются самарские родители.

Руководитель Управления комплексной безопасности и цифровизации образования Министерства образования и науки Самарской области Константин Льольин отмечает, что начиная с 2019 года приняты новые требования, в школах региона провели работу по их дооснащению всем необходимым оборудованием безопасности. В каждой школе есть система оповещения напрямую подразделениям полиции и Росгвардии. «Тревожные кнопки» могут быть в виде стационарного устройства, так и в виде брелоков. Также есть сигнализация с выводом на пульт МЧС. Кроме того, установлены рамки с металлодетекторами и турникеты. «Как только прозвенит звонок на первый урок, двери в школе закрываются, чтобы в неё не могли попасть посторонние люди. Порой это находит непонимание со стороны родителей. Ребёнок опоздал в школу на 10-15 минут, а дверь закрыта. Здесь призываем всех дисциплинированно относиться к режиму работы школы и приходить заранее», - отмечает Льольин.

Что касается организационных мер, то с этого года все муниципалитеты взяли на себя обязанности по оплате услуг охраны сотрудникам ЧОП. По данным регионального Минобра, все охранники в школах имеют лицензии и разрешительные документы, регулярно проходят повышение квалификации.

Школы в регионе также оснащены системами видеонаблюдения. Что касается подозрения родителей по поводу сбора персональных данных, то они, по словам Константина Льольина, необоснованны. «Ни в одной образовательной организации региона нет привязки видеоизображения человека к его остальным данным. Она прежде всего настроена на распознавание «свой-чужой». А биометрические данные школьников, попадающие в систему видеонаблюдения, не связываются с их иными персональными данными. Мы не собираем такие базы, эта информация никуда не записывается», - подчеркнул эксперт.

При этом в регионе прорабатывается вопрос о том, чтобы блокировать злоумышленников на подходе к воротам школы. Для этого предложено связать систему школьного видеонаблюдения с региональной системой «Безопасный регион».

«Мы в Самарской области систему распознавания лиц внедряли с 2019 года в качестве эксперимента на 130 объектах образования. Что касается системы распознавания оружия, то есть отечественные наработки. Их надо внедрять в систему «Безопасный регион», чтобы заблокировать такому лицу доступ на территорию до того, как он зашёл в школу. То есть сделать это, пока злоумышленник идёт по улице», - приводит пример Льольин.

В дальнейшем в рамках цифровизации системы образования и действующего нацпроекта «Цифровая экономика» с 2023 года учреждения образования Самарской области дополнительно оснастят системами видеонаблюдения, в том числе и с функцией распознавания лиц.

Для того, чтобы создать систему безопасности, которая позволит во время чрезвычайной ситуации максимально быстро сообщить о происшествии оперативным органам. Но при этом школы никто не собирается превращать в непреступные бастионы.

«Главное - не путать школы с режимными охраняемыми объектами, такими как здания ВС РФ, полиции и аэропортов, - подчёркивает Константин Льольин. - Мы не хотим превращать наши объекты образования в крепости, окружённые рвами и колючей проволокой. Это, прежде всего, позитивные учреждения, куда дети приходят за знаниями, без дополнительных стрессов и опасений».

КОММЕНТАРИЙ

Михаил Вершинин, социальный психолог:

- В системе «школа-дом-улица» задействованы разные участники. От родителей и учителей до детей и других родителей. Уровень общей конфликтности в общении между родителями и учителями крайне высок, а кибербуллинг и агрессия становятся частью культуры современного подростка. Но перед тем, как начинать решать сложные вопросы, связанные с безопасностью детей во время массшутинга, необходимо разобраться с клубком других проблем и противоречий в школе. И не забывайте, что фоном ещё идёт перегрузка учёбой школьников, загрузка отчётностью учителей, нехватка времени на совместное семейное времяпровождение у родителей. Любой педагог или психолог вам посоветует простые и понятные вещи: выделяйте время на своих детей и не сводите процесс воспитания к «только покормил, одел и дал крышу над головой». Интересуйтесь увлечениями и использованием интернета вашими детьми. Выстраивайте конструктивное общение с учителями и другими родителями, а не относитесь к школе как «сервисной организации, которая вам должна или куда вы сдаёте детей на хранение, пока работаете». Школа и родители должны заниматься уменьшением уровня повседневной агрессии в её различных формах. Снижать социальную изоляцию проблемных детей и подростков, реализовывать в школе программы по развитию навыков разрешения конфликтов, родителям аккуратно объяснять детям, что среди других опасностей в их жизни есть теперь и скулшутинг. Прочитайте книги Питера Лангмана «Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка» и Дейва Каллена «Колумбайн» для понимания опасности и сложности этого явления. Помните о возможностях доступной психологической поддержки как и детей, так и родителей.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Сергей Зайнуллин, доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН, к. э. н.:

- Ограничение легального оружия для законопослушных граждан никоим образом не решает проблемы массовых убийств. Последний трагический случай в Ижевске как раз это продемонстрировал. Преступник, который состоял на психиатрическом учёте, не имел возможности получить доступ к легальному оружию и совершил преступление с нелегальным оружием. К сожалению, проблема массовых убийств перестала быть проблемой одиночек с оружием, в даркнете,

да и в обычном интернете существуют целые сообщества, где психически неустойчивых подростков обрабатывают, инструктируют и подстрекают к совершению подобных преступлений.

По сути, это террористическая деятельность, направленная на дестабилизацию нашего общества, не думаю, что совпадение. Как бороться с этим явлением?

Основная роль здесь у наших правоохранительных органов - выявлять и пресекать деятельность подобных сообществ, с другой стороны - и гражданам следует проявлять бдительность, при обнаружении признаков деструктивных сообществ сообщать об этом. Таким образом удалось пресечь деятельность сообщества «Синий кит» и других подобных. На уровне школ уже многое делается - введён пропускной режим, рамки, внешние посты при входе во двор школы, что может выиграть необходимое время для объявления тревоги, но было бы ещё хорошо проводить антитеррористические учения в рамках гражданской обороны, инструктаж и тренировки учителей, детей.