Найти тему
История живописи

Ученик Репина, спасенный иконой, эмигрировавший в Америку и потерявший там дом и семью

Николай Фешин родился в Казани, в семье резчика иконостасов, и по семейной легенде, именно профессия отца спасла сына в детстве. В четырехлетнем возрасте Николай тяжело заболевает менингитом и врачи разводят руками, готовя родителей к самому худшему. Но его отец не сдался: к постели сына поднесли икону Тихвинской Богоматери, которая была в одном из казанских храмов, и он выздоровел. Неизвестно насколько эта история правдива, но сам художник приводил ее в своей автобиографии.

Автопортрет, Н.И. Фешин, 1920. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Автопортрет, Н.И. Фешин, 1920. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Далее он поступит в Казанскую художественную школу (которая теперь носит его имя), но в 13 лет он, после разорения отца и последующего развода родителей, остается в городе сам по себе. Спустя несколько лет, уже будучи в Академии художеств, думаю, что именно себя он изобразит на картине "Беспризорник":

"Беспризорник", Н.И. Фешин, 1890-е.  Национальная художественная галерея "Хазинэ". Внешнее сходство автора картины и героя его картины вполне очевидны.
"Беспризорник", Н.И. Фешин, 1890-е. Национальная художественная галерея "Хазинэ". Внешнее сходство автора картины и героя его картины вполне очевидны.

В 1900 году он оканчивает школу и едет покорять столицу, там он поступает в Академию художеств, которая на протяжении всего обучения помогала малоимущему студенту. А еще через три года он поступает в мастерскую к Илье Репину, однако любопытно, что сам художник считал наиболее плодотворными годами обучения не под началом Репина (мастерство которого высоко ценил), а уже после того, как мастер покинул Академию в 1907 году из-за конфликта:

Мы, студенты, были предоставлены сами себе, и эти два последние года были наиболее существенны для меня как для художника.
"Капустница", Н.И. Фешин, 1909. Музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
"Капустница", Н.И. Фешин, 1909. Музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.

Закончив Академию в 1909 году дипломной работой "Капустница", Фешин получает возможность посетить европейские страны за казенный счет. Любопытно, что в отличие от своих предшественников, он не писал в поездке картин, объясняя это тем, что "слишком много надо было увидеть, и у меня не был, о желания работать".

"Дама в лиловом", Н.И. Фешин, 1908. Русский музей, Санкт-Петербург. На Международной художественной выставке 1909 года в Мюнхене она получила малую золотую медаль.
"Дама в лиловом", Н.И. Фешин, 1908. Русский музей, Санкт-Петербург. На Международной художественной выставке 1909 года в Мюнхене она получила малую золотую медаль.

Вернувшись в Россию, с 1910 года Фешин работает преподавателем в художественной школе, с которой началось его обучение много лет назад. Там, по воспоминаниям другого педагога и живописца, Г.А. Мелентьева:

Фешин никогда не теоретизировал, объяснял всё очень кратко, а если ученик не понимал, то брал уголь, карандаш или кисть и сам всё показывал. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность.
"Портет Вари Адоратской", Н.И. Фешин, 1914. Национальная художественная галерея "Хазинэ". Изображена десятилетняя дочь революционера и историка В.В. Адоратского.
"Портет Вари Адоратской", Н.И. Фешин, 1914. Национальная художественная галерея "Хазинэ". Изображена десятилетняя дочь революционера и историка В.В. Адоратского.
"Портрет отца", Н.И. Фешин, 1918. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
"Портрет отца", Н.И. Фешин, 1918. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Последующие революционные события 1917 года изменили не только жизнь большинства граждан, но и, конечно же, затронули и деятелей искусства. Не стал исключением и Николай Фешин, который успел создать несколько портретов вождей новой страны. Однако, сам художник, вспоминая об этом времени писал так:

Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды.
Портрет В.И. Ленина, Н.И. Фешин, 1918. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Портрет В.И. Ленина, Н.И. Фешин, 1918. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

В 1921 году Фешин, используя связи с американским коллекционером, который следил за творчеством художника уже более 10 лет, запускает свой семейный проект эмиграции из страны. В ходе этого непростого процесса ему помогли в том числе и его бывшие ученики.

Наконец, в 1923 году художник вместе с женой и дочерью прибывают в США, где поселятся в небольшом городе Таосе, и где Фешин лично выстроит своей семье дом, который существует там и поныне, в нем находится художественный музей.

Портрет Джека Хантера, Н.И. Фешин, 1923. Русский музей, СПб. Один из двух американских коллекционеров (второй - У. Стиммел), помогавший художнику в эмиграции.
Портрет Джека Хантера, Н.И. Фешин, 1923. Русский музей, СПб. Один из двух американских коллекционеров (второй - У. Стиммел), помогавший художнику в эмиграции.
"Лето (Портрет А.Н. Фешиной с дочерью Ией)", Н.И. Фешин, 1924. Частное собрание. На этой картине художник изобразил свою супругу и дочь.
"Лето (Портрет А.Н. Фешиной с дочерью Ией)", Н.И. Фешин, 1924. Частное собрание. На этой картине художник изобразил свою супругу и дочь.

Но счастье длилось не так долго, как хотелось бы художнику: только они закончили строительство дома, как его жена подает на развод. По версии их дочери, ее мать, Александра, хотела стать самостоятельной писательницей, а не находиться постоянно в тени известного мужа. Хотя есть и другая версия, что Александра банально увлеклась другим. Художник тяжело переживал разрыв и писал своему брату:

Потерявши дом и семью, я и до сих пор не могу найти место, где бы я мог работать так же легко, как у себя в студии дома.
"Морской пейзаж. Калифорния", Н.И. Фешин, 1925. Эта картина была продана на московском аукционе "Литфонд" весной 2022 года за 36 миллионов рублей.
"Морской пейзаж. Калифорния", Н.И. Фешин, 1925. Эта картина была продана на московском аукционе "Литфонд" весной 2022 года за 36 миллионов рублей.
"Маленький ковбой", Н.И. Фешин, 1940. Частное собрание.
"Маленький ковбой", Н.И. Фешин, 1940. Частное собрание.

Последние двадцать лет своей жизни художник в основном прожил в калифорнийском городке Санта-Моника, но успел совершить еще одно, последнее азиатское (Индонезия, Япония) путешествие. Спустя несколько десятилетий после смерти, прах художника перезахоронят в Казани, выполняя последнее желание самого Николая Фешина.

"Лилии с раковиной", Н.И. Фешин, 1955. Частное собрание. Данная работа датируется годом смерти художника в возрасте 73 лет.
"Лилии с раковиной", Н.И. Фешин, 1955. Частное собрание. Данная работа датируется годом смерти художника в возрасте 73 лет.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.