Найти тему

Опальный ДВС и «электрический феникс». Окончание истории о двигателях.

Оглавление

В предыдущих публикациях мы предложили вашему вниманию историю схватки двух легендарных тяжеловесов мира автомобилестроения – электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания. Их бой начался в 19 столетии, порой проходил не на равных, как между бойцами из двух разных весовых категорий (читайте об этом в предыдущем посте). Давайте посмотрим, чем пока что завершается этот без преувеличения драматический поединок.

Красный свет от «зеленых»

Все более нарастающее и очевидное пагубное влияние промышленности, использующей ДВС на этилированном бензине, во второй половине прошлого столетия стало подталкивать человечество к защите здоровья людей и окружающей среды. Огромный вклад в это внесли неравнодушные ученые, среди которых первым был американский геохимик Клэр Паттерсон. Его можно назвать отцом экологического движения от науки. Неутомимый и самоотверженный исследователь посвятил вышеуказанной проблеме около полувека – бОльшую часть своей жизни он публиковал свои труды и рапортовал о смертельной опасности свинца. Паттерсон призывал как можно скорее отказаться от свинцовых присадок в топливе и тем самым остановить самоубийство человечества через токсичную промышленность. У него нашелся влиятельный соратник – американский политик Эдмунд Маски. Он способствовал введению строгих экологических норм вначале в родном штате, а затем и на уровне государства. С его подачи в США были приняты «Закон о чистом воздухе» 1970 года и «Закон о чистой воде» 1972 года, которые вводили запрет на производство этилированного бензина. Последовав американским пионерам экологического движения, ООН запустила кампанию, целью которой являлся всемирный отказ от вредного топлива.

Эти изменения становились тормозами для стремительно развивающегося машиностроения на ДВС. Промышленность должна была найти выход в новых условиях, и одним из таких выходов представлялся старый добрый электромобиль.

«Электрический феникс»

В 1976 г. Конгресс США принял Акт, который способствовал развитию исследований и разработок электромоторов, аккумуляторов и других компонентов для электрических и гибридных транспортных средств. Это было одной из отправных точек для масштабного возрождения электромобилей по всему миру. Производством этого вида транспорта стали заниматься различные фирмы из США, Японии, Великобритании, Норвегии, Чехии и других стран, среди которых была даже Индия.

В 1990 г. автогигант «General Motors» представил концепт своего электромобиля «Impact», объявив, что компания будет производить электромобили для потребительского рынка.

Электромобиль Impact от GM. 1990г.
Электромобиль Impact от GM. 1990г.

В 1996–2003 годах в США был выпущен первый современный серийный электромобиль GM «EV1». В начале века на горизонте автомобилестроения появился другой титан – «Tesla», который стал впоследствии мировым лидером по производству электромобилей. Две эти американские компании положили начало глобальной экспансии этого экологического транспорта. Общие продажи электрокаров стали исчисляться десятками, а затем и сотнями тысяч в год. В 2016 году Норвегия стала первой в мире страной с 5% электромобилей от общего числа всех автомобилей в стране.

Конкуренцию американцам на обновленном рынке стали создавать европейцы и азиаты. Периодически они даже перехватывали пальму первенства у «Tesla». Сделать это удалось японскому бестселлеру «Nissan LEAF» в 2015 г. и немецкому «Volkswagen ID.3» совсем недавно, в ковидный период. Правда, немецкий производитель получил лидерство по продажам только в рамках европейского рынка. Пытается не отставать и бурноразвивающийся Китай. В 2020 г. там было зарегистрировано более 400 компаний по производству электромобилей! Сейчас марки из Поднебесной успешно соревнуются с детищем Илона Маска и другими соперниками.

Volkswagen ID.3
Volkswagen ID.3

В итоге, восстав из пепла подобно фениксу, современный электромобиль обновился и достиг существенного прогресса в развитии. Теперь он может похвастаться емким и долговечным аккумулятором с запасом хода зачастую более 200 км. Это позволяет использовать его не только как «сити кар», но и как авто для продолжительных путешествий. Сфера обслуживания электромобилей растет и развивается, число станций для подзарядки увеличивается (как это было с бензиновыми АЗС около столетия назад). А экономически развитые государства начали стимулировать рост числа электромобилей через налоговые льготы и компенсации, бесплатную парковку и другие бонусы.

Некоторые итоги и перспективы

Таким образом, индустрия автомобилестроения конца XX - начала XXI вв. попала под прицел экологического движения. Транспорт, использующий ДВС на «свинцовом бензине», перестал соответствовать «зеленым» стандартам, принимаемым в США и Европе. И хотя по факту подавляющее большинство авто продолжает работать на таком виде двигателя пусть уже с меньшей долей вредных присадок в топливе, не исключено, что со временем это останется в прошлом. Уже сейчас некоторые страны вводят запрет на продажу автомобилей с ДВС в ближайшие годы. В сложившихся условиях на арену автомобилестроения снова выходит электрокар, и многие эксперты говорят, что будущее именно за ним. Его лучшие представители уже не уступают авто на ДВС по мощности и удобству в использовании, а в чем-то и превосходят конкурентов. А экологичнее этого вида транспорта в современных реалиях будет, пожалуй, только лошадь или верблюд. Хотя, учитывая, например, сегодняшнее отношение правительства Нидерландов к загрязнению окружающей среды домашним скотом, у электромобиля отличные шансы.

Будет ли электромобиль «на коне» в дальнейшем, покажет время. Впрочем, история не раз удивляла человечество неожиданными поворотами. Посмотрим, как будет на этот раз.

Подписывайтесь на канал ГК «Автодель» и пишите в комментариях, хотели бы вы себе электроавтомобиль?