“Я стояла коленками на холодном подоконнике, стучала ладошками по стеклу, плакала и звала маму. А она не слышала и уходила от меня там, далеко внизу по аллее в своем красном пальто. Мне было 5 лет. Я лежала в больнице. Запах манной каши до сих пор не выношу.”
“Я сидел в группе один в дурацких коричневых колготках. Уже всех детей забрали из детского сада. Остались только я и нянечка. Даже воспитательница ушла. Везде уже, кроме раздевалки был выключен свет, а за мной так и не приходили ни мама, ни папа. Даже бабушка не пришла.”
Так рассказывают мои клиенты — взрослые женщины и мужчины о своих переживаниях в детстве, уставившись в одну точку, погрузившись в неприятные воспоминания из прошлого.
Так возникает травма брошенности. Как любая психотравма, наряду с травмой отвержения и другими — это событие, в результате которого ребенок, чаще в возрасте до 7 лет, испытывает негативные чувства и делает неправильные, нелогичные выводы о себе и о том, как устроен мир в целом.
Ребенок может ощутить себя брошенным, если из семьи ушел один из родителей, когда в семье появляется еще один ребенок, и все внимание мамы переключается на новорожденного, когда по семейным обстоятельствам пришлось длительное время жить у бабушки без родителей, также травма брошенности формируется в результате длительного пребывания в одиночестве дома или в круглосуточных ведомственных дошкольных учреждениях. Были такие в советское время.
В таких и подобных ситуациях ребенок ощущает себя одиноким, ненужным, лишним, недостойным любви, плохим. Парадокс в том, что родители таких детей, чаще всего тоже несут в себе травму брошенности и, таким образом, бессознательно травмируют своих детей.
Во взрослой жизни травма брошенности может проявлять себя в виде расстройств пищевого поведения. Недостаток любви и внимания в детстве, приводит к эмоциональной жажде и жадности, когда человек постоянно нуждается в поддержке и помощи. Такие люди легко залетают в созависимые отношения. Они крайне тяжело переживают одиночество. Предпочитают терпеть, порой невыносимые условия в отношениях, лишь бы не оставаться одни.
Это жертвы, привлекающие внимание к своей персоне, демонстрируя и упиваясь своими трудностями и проблемами со здоровьем. У них не редки панические атаки, депрессии, манипулятивные попытки суицида. Это спасатели, берущие на себя подчас непосильный груз чужих проблем, часто без запроса, и потому быстро теряющие ресурс и силы. Испытывающие горечь из-за неблагодарности спасаемых. Тем самым усиливают чувство собственной ненужности и сваливаются в тиранов. Да-да, это про тот самый пресловутый треугольник г-на Карпмана.
Вы, вероятно, нашли в себе признаки травмы брошенности и вас интересует: “Что с этим делать и как это лечится?”
Для начала нужно записаться на диагностику своих детских психотравм, а после диагностики, я обязательно помогу с этим справиться.
Автор: Олег Захарченко
Психолог, ДПДГ Гештальт-терапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru