Последние дни в моей ленте много ссылок на статью, якобы доказывающею негативное влияние игрушки Хагги-Вагги на детскую психику. Статья опубликована 2 октября и уже получила довольно большое распространение.
Мне как маме, и как психологу, специализирующемуся на возрастной психологии, стало очень интересно, но по ходу прочтения статьи меня ждало разочарование.
Что меня очень смутило в тексте и описании статьи:
- Отсутствие описания выборки исследования. Для меня важно сколько детей участвовала, где, какого возраста, какого пола и т.д.
- Методы исследования.
В статье описано использование психосематических методов исследования, это качественные методы. А значит они могут помочь выстроить психологическую модель, построить причино-следственные связи поступка и прочие. Но никак не могут определить «Отдаленные негативные последствия для психики ребенка». Ну и важно понимать, что количественные методы исследования носят субъективный характер и не отражает объективных данных.
3.Задачи исследования - Какое воздействие при использовании объекта Хагги Вагги в качестве игрушки для детей оказывается на интеллектуальное, нравственное, психическое здоровье и развитие детей?
Собственно, сам вопрос поставлен не корректно, влияние игрушки на интеллект и психику можно оценить только в длительном исследовании, которое будет длиться более 5 дней.
4.Основная часть исследования.
Она как бы состоит из 2х частей. 1я - это описание внешнего вида товара и его экспертиза. А вот 2я, немного озадачивает, судя по описанию, оценку качеств и свойств игрушки делал взрослый, а не ребенок, потому что там много предположений и субъективного мнения.
Цитата:
Поскольку исследуемый объект воплощает в себе квинтэссенцию образа зла и жестокости (что подтверждается изначальной аттрактивной привязкой этого образа именно к игре в жанре и модальности «игры ужасов» или «игры в ужасы», также реализуется в вышеописанных элементах внешнего вида исследуемого объекта).
Подождите, а кто из детей привязывает этот образ к игре? Только взрослый, прочитавший википендию или игравший в эту игру. Ребенок в 2-4 года будет ее воспринимать иначе, т.к. в игру он не играл, дополнительную информацию не читал, о том, что символизирует или не символизирует этот образ не имеет представления. Тогда о какой квинтэссенции зла и жестокости можно говорить? Только той, что транслируют взрослые люди. В общем сам текст исследования очень неоднозначен.
5. Выводы: a)Хагги Ваги не обладает культурной и эстетической ценностью. Собственно такого вопроса и не было в исследовании. b)Только субъективное мнение. Даже градация возраста немного озадачивает, т.к. исследования М.Осориной говорят о необходимости детей в подростковом возрасте проживать эмоции, в том числе и страх, для повышения самооценки и начала сепарационного процесса. c) п. 3.4.5 это скорее правовая оценка, не чем не подкрепленная и так же является субъективным мнением.
Уважаемые коллеги, скажу честно – я не за игрушку Хагги Вагги или за ее отсутствие в семье и в школе, я за науку и реальное понимание того, что происходит.
Чтобы не допустить развития в психике ребенка «агрессивности и виктимного поведения» нужно не запрещать игрушку, а воспитывать культуру взаимопонимания и принятие в семье и в обществе. И чем больше будет запретов, тем более разрушительными могут быть последствия, ведь воспитывая детей в «тепличных» условиях, мы, как родители не даем им право столкнуться с тем, что может принести действительный важный опыт.
И наблюдая, как мой ребенок, обнимает Хагги Вагги, укладывает его спать, называет его ласковыми именами и уже имеет четкую позицию «Он хороший, просто у него зубы не правильные» могу быть за него спокойна – он не будет опираться на внешний вид человека или его поступки в прошлом, а будет видеть его таким, какой он есть.
Буду рада вашим комментариям и обсуждению.
Автор: Вапнярчук Людмила Раисовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru