Продолжаем далее наш рассказ о Времени Бусовом... Начало его см. 1), 2), 3), 4), 5), 6).
О пребывании князя Буса Белояра в Египте и Палестине в 335-336 годах следует рассказать подробнее, поскольку именно в это время там происходили события, послужившие основанием европейского христианства, и роль князя Буса в сём была велика. (Представлено сие время также в"Деяниях князя Буса Белояра.", см. "Сказания славян. О волхвах, князьях и родовичах." (М., 2022).
Итак, что мы знаем? в 335 году (и, надо полагать, в мае, после путешествия по Средиземноморью) князь Бус на русколанском корабле, созданном его товарищем в скитаниях волшебником Эсегель-Кити, и который напоминал корабли его эпических «предшественников», созданных Китаврулом, прибыл в Египет, и нашёл там в храме у Великого Сфинкса свою суженую родосскую царевну Эвелисию, участвовавшую в мистериях Исиды (Исис).
Свадьбу Буса и Эвелисии, коих здесь уже именовали Исис и Исус (согласно «выпавшей странице» «Ярилиной книги»), решено было сыграть по древнейшему канону в самом великом храме Египта, да и всего мира, в Карнаке-Луксоре, что в Священных Фивах, в 500 километрах выше по течению Нила. В ту эпоху там по-прежнему шли службы и продолжался культ Амона-Ра, отождествляемого в последние столетия с египетско-римским Сераписом.
Священную свадьбу решено было сыграть в самый почитаемый здесь праздник Опет, во время разлива Нила, то есть в начале июля 335 года, когда египетские язычники отмечали свадьбу солнцебога Амона и Мут, от коих произошли династии царей и фараонов по всему свету.
Время до отплытия в Фивы Бус и Эвелисия провели в Александрии, тогдашней столице Египта, а также в Мемфисе и Гелиополе.
Разумеется, тогда завели они дружбу и с мятежным пресвитером Арием (основателем арианства египетского). Арий тогда, уже возвращённый из северной ссылки, скрывался в где-то в Египте от принявшего в Александрии епископский посох преподобного Афанасия и его «святого воинства», параболанов, от коих уже нигде не было спасу.
Дело в том, что пресвитер Арий и александрийский епископ Афанасий уже давно разошлись во мнениях по одному запутанному богословскому вопросу: Един Бог или Триедин. То есть: является ли Иисус Христос, живший триста лет назад, тем же Богом, что и Создатель, Творец всех миров? Иначе говоря, единосущен ли Сын Божий Иисус Отцу небесному, являясь ликом Троицы, как счёл преподобный Афанасий; либо только подобосущен, и у Единого Бога Отца ипостась также одна, единая и неделимая, по вере Ария (да и вообще по библейской традиции как таковой).
Новое учение преподобного Афанасия о Троице, как об Отце, Сыне и Духе, в 325 году вошло в Никейский символ веры, поддержанный десять лет назад на церковном соборе императором Константином, полагавшим, что тем он смирит богословские споры, перерастающие в кровавые распри и возвратит мир в империи. Арий же упорствовал в «подобосущии», почитая Бога Единым, а не Триединым. И потому был сослан императором Константином в Иллирию, где у него было много сторонников и где он провёл все эти годы.
Однако победившие на соборе 325 года никейцы, сторонники Афанасия, затем утратили доверие императора, ибо они не только сосредоточили в своих руках немалую власть, но и использовали её против всех инаковерующих и инакомыслящих, не только ариан и язычников, но и против любых учёных-книжников, а также против актёров, певцов и музыкантов, устраивавших представления на языческих праздниках, и даже математиков и астрономов.
И что всего опаснее — никейцы повсюду стали нападать на иудеев, сторонников идеи Единого Бога, высмеивающих невесть откуда вычитанную в их священном писании Троицу, а ведь они в ту пору составляли до трети населения в одной только Александрии. Вновь нарушился мир в империи, что терпеть кесарь не мог никак, поскольку свершать насилие — привилегия имперской власти, а не религиозных фанатиков.
Посему Арий был возвращён кесарем из ссылки и отправлен в Египет, где по-прежнему имелось немало его сторонников. Однако время было потеряно, Афанасий за десятилетие усилился так, что унять его оказалось непросто. Его власть, благодаря «святому воинству» (монахам-воинам параболанам), уже потеснила власть наместника императора. И Арию теперь приходилось скрываться.
Префект Египта Филагрий, внезапно обнаруживший, что уже не ему принадлежит военная власть в провинции, отправлял донесения и протесты в Константинополь. Однако туда же, нужным людям, святой Афанасий отправлял и золото, добытое при разорении языческих капищ, арианских храмов, синагог и еврейских лавок.
И до времени сие многих в метрополии устраивало, пока погромы не обратились подлинно боевыми действиями, зашаталась уже и сама имперская власть, у коей в столице Египта едва хватало сил на охрану царской гавани, Мусейона и Александрийской библиотеки.
Тогда, ко времени прибытия в Египет корабля Буса Белояра, положение пресвитера Ария и его приверженцев стало отчаянным. и над полагать, что Арий обратился к Бусу за покровительством, и потом сопровождал его в плавании к Фивам. И потому на борт корабля были перенесены свитки священных для ариан книг, отверженные никейцами Евангелия, философские труды гностиков.
Подобные «еретические» библиотеки уже горели по всему Египту, и пресвитер пожелал сам переправить эти рукописи в Фивы, куда вскоре отправлялись Бус с Эвелисией, и куда ещё не дотянулась рука епископа Афанасия. Там были верные Арию люди. Да и затем, в середине уже XX века, именно под Фивами в Наг Хаммади недалеко от монастыря аскета Пахомия Великого, они и были найдены, спрятанные в зарытых и запечатанных сосудах.
* * *
А тем временем в этом краю ойкумены нарастало напряжение, готовое вылиться в полномасштабную войну, ныне уже позабытую, но в то время едва не изменившую течение мировой и прежде всего европейской истории.
Ныне мало кто, кроме узких специалистов по истории Африки и Ближнего Востока, вспомнит имя аксумского (эфиопского) царя-императора (негуса негусти) Эзаны, который как раз в это время имел под своей властью часть Аравийского полуострова (Йемен), немало расширив там свои владения, также подчинил множество племён и царств на восточном побережье Африки от Аксума до Занзибара, а в последний год разбил наголову войско набатейского царя и взял под свою руку огромные территории в среднем и верхнем течении Нила, все земли Судана, Набатею и, уже перейдя границы Византийской-Римской империи взял Ассуан, а затем двинулся к Фивам. По сути это было объявлением войны, когда силы Рима в сем отдалённом углу империи стократно уступали силам аксумского царя, готового захватить весь Египет, а там, возможно, и двинуться покорять Европу.
Тут следует сказать что из себя представляла Аксумская империя. Ведь это была самая древняя империя этой части света. То была южная часть царства библейского царя Соломона и царицы Савской, отданная в старину их сыну Менелику. Во время расцвета, при Соломоне, тысячу лет назад, она занимала также всю Переднюю и Малую Азию, по сути весь Восток и половину Африки. И претендовала на власть над всем миром!
С тех пор, конечно, немало воды утекло. Поднимались и угасали империи. Но Аксумское царство (Абиссиния) выстояло и при завоеваниях персов, покоривших Египет, отбилось и от греков во времена Александра Македонского и Птолемеев, не покорилось и римлянам. И во все века правящей династией в сём царстве были потомки царя Соломона.
Кстати, эта династия соломонидов в Эфиопии правила вплоть до 1974 года, когда последнего бога-императора Хайле Селасие казнили после военного переворота. Впрочем, почитатели его, растаманы, полагают, что он воскрес на третий день и улетел на небо. Между прочим, растаманы, несмотря на то, что в основном негры, — православные, и их белых последователей немало сейчас в России. Глядя на них, понимаешь, что и в прошлом князя Буса Белояра могли почитать богом не только на Руси, но и повсюду, где только могли о нём услышать, тем более повстречать на пути в его странствиях.
Верой же аксумцев на ту пору был иудаизм, причём в древнейшем «соломоновом изводе», то есть это была вера Первого храма, коей жили иудеи до вавилонского пленения. Величайшей святыней эфиопских евреев (чернокожих фалаши, антропо-этнически они являют собой смесь семитов и негров) был тот самый библейский «Ковчег Завета», о коем говорит Священное писание. Его несли перед войсками Моисея во время исхода из Египта, а затем и при завоевании Иудейского царства. И по преданию он же должен явиться вновь при битве Конца Света. И, безусловно, сей Ковчег вдохновлял на победы аксумцев тогда, при завоевании Набатеи и затем при нападении на Египет.
Вот в какой тревожной обстановке явился Бус Белояр с Эвелисией в Фивы, уже осаждённые аксумцами царя Эзаны.
И в тот день, 6 июля 335 года, то есть на Купалу, когда началась свадебная и венчальная мистерия в Карнаке-Луксоре, принявших Буса и Эвелисию (Исуса и Исис), произошло то, что переменило весь ход дальнейшей мировой истории.
Вначале свершилось солнечное затмение. Полным оно было южнее экватора, а частичное затронуло и Фивы. И одновременно произошло сильнейшее землетрясение, настоящий предвестник Конца Света (с явлением Ковчега Завета!).
Земля колыхалась по всему Египту, и повсюду были разрушения. Особенно пострадала Александрия, треть города ушла под воду, и около 50 тысяч александрийцев погибло в водах и пожаре, охватившем полис. Было разрушено «чудо света» Александрийский маяк. Пала с пьедестала и раскололась статуя Сераписа в центральном храме города, в Мусейоне (Александрийской библиотеке).
Любопытно, что падение Сераписа приписал себе один известный в ту пору «чудотворец», Спиридон Тримифутский, который как раз тогда прибыл в Александрию, приглашённый Афанасием для борьбы с язычниками. Тогда он стал утверждать, что сие бедствие суть гнев Бога на грехи язычников, и ему было достаточно тряхнуть полами сутаны, чтобы разрушить статую Сераписа. Многие верили.
Другого святого, Пахомия Великого (жившего под Фивами), землетрясение застало во время трапезы. Оно бросило его на землю и он стал молиться. И ученик его Феодор заметил, что когда он произносил имя Господа, толчки стихали. Из чего тот сделал вывод, что Господь умирят гнев по слову старца. И после сего землетрясения Пахомий отправился на неделю в Фивы, где и встретил «Бога», «Иисуса», описанного потом в его житии так: «Он был утешен явлением самого Христа Спасителя в виде человека молодых лет, неизреченной красоты, с терновым венцом на главе. Христос открыл ему, что его ученики будут взирать на него как на светильник, от которого им и можно заимствовать свет для себя...»
Но главным последствием катастрофы было то, что царь Эзана и его войско, устрашившись «силы Божьей», стоящей на стаже империи. И посему они решили сменить веру и обратились из иудаизма в византийское христианство (православие по-нашему). Так была предотвращена война, которая грозила изменить ход истории, и так была рождена православная Эфиопия, до сего времени свято следующая воле Эзаны (а значит и Буса!). Ведь того, разумеется, обратил вначале в арианство (коптское) сам Бус Белояр. Ну, а в следующие годы вслед за коптами, принявшими ортодоксию Византии, последовали и эфиопы.
Тут следует обратить внимание на ещё одно загадочное событие, произошедшее вскоре, через десять дней, после катастрофы. Именно 16 июля 335 года произошло «Обретение Чаши Господней», то есть Святого Грааля, этот день поныне отмечается Иерусалимской православной церковью, а унаследован он от церкви Александрийской в VI веке... Что это за обретение, и как оно связано с Бусом, и с тем Граалем, что потом явился в Тавриде (Крыму), следует рассказать отдельно, для тех кто поныне ищет св. Грааль.
* * *
Тогда же, по возвращении Буса в Александрию, можно было наблюдать, как император Константин наводит порядок в разрушенном городе.
Туда уже прибыл римский легион. И прежде всего был арестован епископ Афанасий и его приближённые 50 епископов, а монахи-параболаны занялись своей прямой обязанностью — борьбой с эпидемией, и погребальными делами. И ещё, кстати, по велению императора из Фив в Александрию был доставлен один из обелисков, связанный с Бусовой мистерией в Карнаке, имевшей место в июле. И этот обелиск был затем доставлен в метрополию.
Для суда над Афанасием в том же году, в сентябре, был созван Тирский собор, в Палестине, где как мы полагаем, пребывала престарелая императрица Елена. Состоялся суд и отречение Афанасия от церкви. Верх взяли ариане. Может быть, благодаря Бусу, который, как мы помним, тогда произвёл большое впечатление на императрицу (Согласно «Тольдот Иешу»). После окончания собора все участники его, принявшие арианский символ веры, отправились в Иерусалим на открытие Храма Гроба Господня, строившегося до того десять лет на месте казни Христа, где Елена проводила раскопки и обрела «честно древо».
А затем Арий (возможно, на корабле Буса Белояра), прибыл в Константинополь. Где он был обласкан императором... Однако вскоре некие фанатики, приверженцы Афанасия и никейского символа веры, отравили Ария и он в муках скончался. Это (а также то, что престарелый император, боящийся смерти, потребовал от Буса св. Грааль, но не получил его) привело к разрыву, и даже к войне, между империей и Русколанью, прервавшейся только свершившейся вскоре, в 337 году, смертью императора Константина.
* * *
#ярилина книга #праистория #родос #никейский собор #бус белояр
Подписывайтесь также на резервные каналы:
В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео
Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:
* * *
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon
Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".