Сегодня в Нью-Йорке наш Сергей Лавров встречался в переговорном формате с Рафаэлем Гросси, который не так давно был, как вы знаете, на Запорожской АЭС. Горячо переживающие за безопасность мира уполномочили высокую комиссию установить, пахнет ли там дело керосином, а этот самый Гросси ею руководил. Уполномочить-то уполномочили, да не доуполномочили. То есть, всё, всех и вся прочесать густой гребёнкой им поручили, а вот смотреть, откуда снаряды летят, не разрешили. Ну вот не разрешили, и всё тут.
Интересуюсь. Рафаэль Гросси стал Генеральным директором МАГАТЭ в 2019-м. Аргентинец, магистр, доктор истории и международной политики в Институте высших международных исследований Женевского университета. То, что он не англосакс, вселяло робкую надежду на не стопроцентную ангажированность.
Признаюсь, мне этот дядька понравился сразу. Он был собранным, серьёзным, в меру коммуникабельным. Спокойно и деловито выполнял все необходимые манипуляции несмотря на вакханалию, которую устроили радяньские братья аккурат в это же утро. Кошмар с массированным обстрелом, высадкой двух диверсионных групп, десанта ВСУ, попаданием снаряда на территорию АЭС и прочих пряностей, добавленных Украиной в прибытие комиссии, сделали-таки встречу незабываемой.
Приятно, что господа не заистерили, не рванули домой, а ведь могли бы. Да ещё обвинили бы русских в неспособности обеспечить безопасность. Более того, Рафаэль встретился с местными, внимательно выслушал их и даже взял письмо с двадцатью тысячами подписей и просьбой прекратить обстрелы. Благодарил он наших за содействие и предоставленную безопасность вполне искренне. Даже самые скептичные скептики вдруг убавили громкость размышлений о заведомо предрешённом итоге этой высокой миссии. Вообще, там было много интересных моментов, но если вы следили за событиями, то в курсе всего, не буду пережёвывать. Один только штрих. Этим же утром, по сообщению члена Главного совета администрации Запорожской области Владимира Рогова, на сайте президента Украины появилась и почти сразу же исчезла новость о расстреле группы МАГАТЭ российскими войсками. То есть, украинские стратеги так верили в свой идеальный план, что раньше времени объявили об успехе.
А потом было интервью на телеканале CNN, где Рафаэль Гросси неуклюже пытался объяснить, что не способен установить, кто же обстреливает Запорожскую АЭС. Интервьюеры под занавес уже почти покатывались со смеху и прямо говорили:
- Господин Гросси, вы же не могли не видеть, откуда прилетают снаряды на территорию АЭС? И потом, если бы это действительно были русские, то об этом сразу протрубили бы все пятнадцать членов Вашей миссии! Почему вы не можете ответить на простой вопрос?
На Рафаэля было жалко смотреть. Куда делось его приятное, уверенное выражение лица. По нему как будто проехался асфальтовый каток. Он и глаза опускал, и мялся, и расправлялся снова…
И тогда я на минуту представила себе, что он вдруг взял себя в руки, выпрямился, посмотрел прямо в глаза каждому из миллионов по ту сторону экрана и сказал:
- Вы знаете, устанавливать истину в этом вопросе и следить за траекториями полёта снарядов не было моей задачей. Но являясь сегодня руководителем организации, которая в ответе за безопасное использование атомной энергии, я в полной мере осознаю свою личную ответственность за судьбу мира. То, что происходит на территории крупнейшей атомной станции Европы, на сегодняшний день является самой страшной и непосредственной угрозой всему человечеству. ВС Украины обстреливают АЭС крупнокалиберными снарядами ежедневно. Более того, 1 сентября ими были предприняты попытки силового захвата станции… и так далее.
Да, конечно. С рук ему этого не сошло бы. То, что он был бы объявлен агентом Кремля и персоной нон грата, стало бы самым малым последствием демарша. Но, без сомнения, он вошёл бы в историю, как истинный сын Земли. А вдруг, это был тот самый момент, для чего он был вообще рождён на этот свет? Вот это каша бы заварилась!
Я даже затаила дыхание. А вдруг? Самой смешно, насколько это было глупо и наивно. Устроила детский сад. Чуда не произошло. Эх, нет Нонны Мордюковой! Никто не сможет больше сказать так, как она:
- Хороший ты мужик, Рафаэль Гросси, но не орёл. Нет, не орёл!