Найти в Дзене
Разве нет?

Почему Спарта всех и всё не завоевала?

По-разному можно ответить на этот вопрос. Может у спартанцев вовсе не было такого желания? — Было, и сильное, об этом говорил сам Геродот, но этому мешало соперничество с Афинами, другое дело, почему они не уничтожили сами Афины, когда были так к этому близки? Боялись перенапряжения? Персов? Других конкурентов? — Видимо, все вместе. Да и особенности их политического режима — двуцарствия и олигархия, не давали им полностью сосредоточиться на этой огромной цели.

Да и в военном смысле слова спартанцы не были уж такими безупречными и непобедимыми. Но если ими командовали талантливые полководцы, то они могли смести всё на своём пути, смять любую армию, так как с тактическими успехами и стратегическим предвидением спартанское войско невозможно было остановить. Но тем не менее, политический внутренний фактор на корню ломал стремление части спартанского общества объединить всех греков и захватить весь известный мир.

Да, на объединение и захват ушли бы поколения, но если бы спартанцы сделали своей постоянной целью именно их, то своего они могли бы добиться, даже при противодействии Афин, а с их поражением это было более, чем возможно. Но внутренности всегда важнее внешности, как говорят некоторые хирурги. Перспективы и потенциал Спарты ненамного, но превосходили афинские, чья армия без выдающихся военачальников почти не имела шансов победить спартанцев, даже вблизи Афин. Но тем не менее, Афины прилагали постоянно и много стараний на усиление противоборствующих группировок внутри верховной власти Спарты, не часто, но в этом преуспевали.

Даже общая угроза в лице персов не объединила до конца греков, что говорит о том, что отсутствие одного координирующего и скрепляющего центра поставило Грецию в подчинённое по отношению к Македонии положение, чем и воспользовались их враги.

Спарте было легче побеждать любых врагов на поле боя, чем избавиться от своих внутренних "слабостей". То есть легче воевать в открытую с внешними врагами, даже на чужой территории, чем с теми, кто скрывается до удобного момента, чтобы нанести свой удар, когда государство будет занято чисто военными делами. 

Это говорит как раз о том, что воевать с внешними врагами гораздо легче, чем со своими гражданами, уверенными, что они знают лучше, что нужно их государству, в итоге всем известно, чем все закончилось для Спарты. И мотивы, и воспитание, и идеология всё было в том духе, что у Спарты всё могло получиться (стать во главе всех греков и завоевать ту же Персию), но "многопартийность" (в одни периоды истории) или "двухпартийность" сыграли свою злополучную роль.

Конечно, свести все к одному фактору слишком большое упрощение. Но всегда есть основной фактор, который при прочих равных условиях может больше всего тормозить достижение общегосударственной исторической задачи номер один. Но так как её видят и понимают по-разному, то на этой почве неизбежны столкновения и конфликты, которым может положить конец только человек с неограниченной властью, чего, конечно, в Спарте не хотели и всячески этому препятствовали. Поэтому при всей внешней мощи Спарта и не смогла покорить всю Грецию и победить Персию — слишком много внутренних постоянных слабостей, в том числе и отсутствие одного царя с неограниченной властью.

#история #спарта #афины #государство #власть #управление #государственныепроблемы #греция #персия #полководцы