Первым в мире большим бомбардировщиком с треугольным крылом был Авро «Вулкан» В.1, опытный образец которого (VX770) совершил первый полет 30 августа 1952 г. Серийный самолет поступил на вооружение бомбардировочного командования ВВС Великобритании в мае 1956 г., а первым подразделением, получившим его, была 230-ая оперативно-тактическая авиагруппа, базировавшаяся в Уаддиигтоне (графство Линкольншир). «Вулкан» оставался в боевом строю ВВС Великобритании более четверти века и был вторым английским бомбардировщиком с треугольным крылом. Третьим и последним самолетом в серии V-бомбардировщиков стал Хендли Пейдж «Виктор», прототип которого (WB771) совершил первый полет 24 декабря 1952 г.
Первым в мире истребителем, имевшим крыло с изменяемым углом установки, был Чанс Воут (впоследствии Линг-Темко-Воут) F-8 «Крусейдер» — сверхзвуковой палубный истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Чтобы самолет с такими высокими полетными характеристиками мог действовать с палубы авианосца, требовалась приемлемая посадочная скорость, получить которую можно было только путем чрезмерного задирания носа истребителя. Решение проблемы пришло с применением крыла с изменяемым углом установки. Два первых прототипа XF8U-1, оснащенных турбореактивными двигателями Пратт-Уитни J57-P-11, совершили первый полет 25 марта 1955 г. Ровно через два года серийные самолеты «Крусейдер» под обозначением F-8A начали поступать в 32-ую истребительную эскадрилью ВМС США (VF-32), которая базировалась на борту авианосца «Саратога». Первые серийные истребители этой модификации оснащались двигателями Пратт- Уитни J57-P-14, которые обеспечивали максимальную скорость 1770 км/ч на высоте 12200 метров. Вооружение истребителя состояло из 20- миллиметровой пушки и 32 неуправляемых реактивных снарядов, размещавшихся в контейнере под фюзеляжем. F-8A более позднего выпуска несли на фюзеляже две ракеты «Сайдуиндер».
Первым сверхзвуковым палубным истребителем-перехватчиком ВМС Великобритании был «Макдониелл Дуглас F-4K Фантом II» (в ВМС Великобритании получил обозначение «Фантом» FG.1). Первые три машины этого типа поступили па авиабазу ВМС Йовилтон (графство Сомерсет) 29 апреля 1968 г. «Фантомы» FG.1 из 892-ой эскадрильи были также последними истребителями для завоевания превосходства в воздухе в составе морской авиации Великобритании, о чем говорит символ £1 («омега» — последняя буква греческого алфавита) на их килях. «Фантомы» из 892-ой эскадрильи базировались на борту авианосца ВМС Великобритании «Арк Рой ял» до 1978 г., когда этот устаревший корабль был выведен из состава боевого флота Великобритании.
Первым реактивным истребителем ВМС США, принявшим участие в воздушном бою. был Грумман F9F-2 «Пантера». 3 июля 1950 г. несколько истребителей этого типа излетели с палубы авианосца «Вэлли Фордж», получив задание оказать поддержку с воздуха южнокорейским войскам. 9 ноября 1950 г. летчик ВМС США, пилотировавший «Пантеру», сбил МиГ-15 советского производства и стал первым пило-том ВМС США, сбившим реактивный самолет противника. «Пантера» была первым реактивным истребителем, созданным фирмой «Грумман», по этой причине первые два прототипа XF9F-2 оснащались английскими турбореактивными двигателями Роллс-Ройс «Пене» с тягой 2268 килограммов.
Первым морским сражением, исход которого решила авиация, было сражение за Коралловое море, состоявшееся 7-9 мая 1942 г. между 17-ой оперативной группой ВМС США и ударной авианосной группой вице-адмирала Такео Такаги, входившей в состав тактической группировки ВМС Японии на Тихом океане, которой командовал вице-адмирал Сигеёси Иноуэ. Цель операции в Коралловом море заключалась в том, чтобы не дать японцам возможности оказать поддержку силам вторжения в Порт-Морсби и сорвать планы нанесения воздушных ударов по территории Австралии. Исходя из этих соображений, исход сражения можно рассматривать как победу американцев, хотя при этом они потеряли авианосец «Лексингтон» — первый авианосец ВМС США, потопленный противником в ходе второй мировой войны. Японский авианосец «Сёхо» был атакован и потоплен самолетами «Даунтлес» и «Девастейтор», действовавшими с авианосцев «Лексингтон» и «Йорктаун», и, тем самым, стал первым японским авианосцем, уничтоженным американской авиацией. В ходе сражения американцы потеряли 69 самолетов морской авиации, тогда как потери японцев составили около 85 самолетов и почти 400 опытных пилотов (большинство из которых погибли вместе с авианосцем «Сёхо»). Японский авианосец «Сёкаку» также получил серьезные повреждения, но смог дотянуть до своей базы на Японских островах. Потеря опытных пилотов и отсутствие «Сёкаку» в значительной степени ослабили силы японского флота, которому 3-7 июня 1942 г. предстояла решающая битва за Мидуэй.