Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. (Матф.13:24-30).
Что же это за плевелы такие?
Проф. Лопухин пишет, что это, по-видимому, семитическое слово, обозначающее похожую на пшеницу сорную траву. Подтверждение находим в словах Златоуста: «по-видимому, походит на пшеницу».
Иероним, живший в Палестине, говорит, что в Евангелиях указывается на lolium. Плод этого растения «более горек и когда его едят отдельно или даже размешанным в обыкновенном хлебе, он причиняет головокружение и часто действует, как сильное рвотное. Кратко — это сильный снотворный яд, и должен тщательно провеиваться и отделяться от пшеницы, зерно за зерном».
Однако, это может быть и другой сорняк, который растет среди пшеницы, но для нас, конечно, важнее применение этой притчи в отношении Церкви.
Поскольку плевелы будут сожжены, речь идет о невозрожденных людях, которые не наследуют Царства Небесного. Действительно, нет никакой гарантии, что среди членов любой церкви все сто процентов людей рождены от воды и Духа.
Другое дело, что не наше дело выяснять кто есть кто. Это сделают Ангелы, когда наш земной путь завершится.
Профессор Лопухин спрашивает: если запрещается выдергивание до самого времени жатвы, то должны ли быть извергаемы некоторые из нашей среды?
На этот вопрос отчасти отвечает Августин: если кто-нибудь из христиан, живущих в лоне церкви, будет уличен в каком-нибудь грехе, который навлекает на него анафему, то она пусть произносится только тогда, когда нет опасности в появлении раскола.
Если грешник не покается и не будет исправлен покаянием, то сам, может быть, выйдет и собственным хотением отложится от общения церковного.
Служители церкви, конечно, имеют право практиковать определенные дисциплинарные меры, указанные в Св. Писании, но делать это надо всегда очень взвешенно и осторожно, чтобы не повредить особенно новообращенным или слабым в вере.
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал.6:1,2).