Раньше, в 90-е годы, каждый владелец полноприводного транспортного средства знал - для того чтобы поставить автомобиль на учет в ГАИ необходимо принести справку из военкомата, о том что транспортное средство поставили на учет в военкомате.
Потом систему модернизировали - информация в военкомат стала поступать сразу от ГАИ. Все расслабились и забыли о том, что их личное транспортное средство могут мобилизовать!
Делается это на основании Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", где Статья 13 (Военно-транспортная обязанность) прямо гласит:
1. Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.
2. Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан - владельцев транспортных средств.
Так подробно привожу, чтобы было понятно, что на личные транспортные средства граждан это тоже распространяется.
Мобилизовать транспорт могут не абы какой, а только тот который перечислен в Приказе Министра обороны РФ N 151 от 14 марта 2014 г.
Полный перечень содержится в Приложении 1 к этому приказу. Он достаточно внушительный, приведу лишь категории без детальной расшифровки.
Итак, в I разделе этого Приложения указаны:
Категория M1G - транспортные средства (повышенной проходимости), используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения.
Категория M2 и M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т и которых превышает (автобусы)
Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов (грузовики)
Категория O - Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам
Отдельной строкой прописаны специальные и специализированные автомобили, куда входит аварийно-спасательная техника, эвакуаторы, медицинские автомобили, бетономешалки, бензовозы и т.д.
Второй раздел - Тракторы, как колесные так и гусеничные.
Третий раздел - Дорожно-строительные машины и механизмы
Четвертый раздел - Подъемно-транспортные машины и механизмы
Ну и Пятый раздел , расплывчато именуемый "Другие машины и механизмы", куда вошли вездеходы, снегоболотоходы, снегоходы и квадроциклы.
В общем это практически полный перечень транспортных средств состоящих на учете, за вычетом мотоциклов (L) и-и-и...
И обычных легковых автомобилей (не повышенной проходимости), у которых в ПТС нет приставки G.
Тут большинство автомобилистов выдохнуло с облегчением (хотя какое тут ...), а всем оставшимся можно надеяться на несостыковку того, что в ФЗ-31 говорится о мобилизации и мобилизационной подготовке, а Приказ N 151 содержит перечень на случай "военного времени". Но кто сейчас будет обращать на это внимание?
К тому же в приказах военных комиссаров, которые уже публикуются в субъектах РФ прямо указывается "...гражданам – владельцам транспортных средств доставить исправные автомобильные транспортные средства, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы в сроки и пункты согласно нарядам военных комиссариатов муниципальных образований."
Так что самое время проверить исправность своих транспортных средств!