Найти тему

Государственно-частное партнерство в сфере пассажирского транспорта

В Москве завершился IX Инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП». В этом году в конгрессе приняли участие около 1000 человек из 73 субъектов РФ.  Участники Недели ГЧП обсудили подходы к преодолению кризисных явлений на инфраструктурном рынке, перспективы тиражирования новых инвестиционных инструментов и форм партнерства, результаты запущенных мер господдержки и вопросы правового регулирования отдельных отраслей. В частности, эксперты провели дискуссию о транспортных проектах, которые планируется реализовать по концессии при поддержке и финансовом участии ВЭБ.РФ.

Александр Кондрашов, руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта группы ВЭБ.РФ в приветственном слове отметил, что ситуация с ГЧП в сфере транспорта всего за один год с прошлого конгресса заметно изменилась в лучшую сторону. За это время были внесены несколько важнейших поправок в федеральное законодательство, а в апреле этого года 10 пилотных инфраструктурных проектов получили федеральную финансовую поддержку и проходят разные стадии от обсуждения до заключения концессионных соглашений. Также стало возможным финансировать закупку подвижного состава общественного транспорта через механизм инфраструктурных облигаций.
Александр Кондрашов, руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта группы ВЭБ.РФ в приветственном слове отметил, что ситуация с ГЧП в сфере транспорта всего за один год с прошлого конгресса заметно изменилась в лучшую сторону. За это время были внесены несколько важнейших поправок в федеральное законодательство, а в апреле этого года 10 пилотных инфраструктурных проектов получили федеральную финансовую поддержку и проходят разные стадии от обсуждения до заключения концессионных соглашений. Также стало возможным финансировать закупку подвижного состава общественного транспорта через механизм инфраструктурных облигаций.
О проекте комплексного развития городского электрического транспорта Липецка рассказала глава города Евгения Уваркина.
О проекте комплексного развития городского электрического транспорта Липецка рассказала глава города Евгения Уваркина.

«Предполагается реконструкция почти 41 км трамвайных путей, строительство дополнительной трамвайной ветки протяженностью 5,2 км, реконструкция одного трамвайного депо и закупка 46 односекционных трамваев. Общий объем инвестиций составляет 13,8 млрд рублей, из которых 4,1 млрд рублей город получит за счет капитального гранта федерального бюджета, а остальная часть финансирования будет возвратной — это средства концессионера, ВЭБ.РФ и Фонда национального благосостояния. Первые этапы реконструкции планируют начать в 2023 году, а строительство новых линий будет происходить в конце 2023 года — середине 2024 года. Кроме того, обсуждается возможность закольцевать существующие трамвайные линии: сделать еще одну ветку и соединить улицы Меркулова и Папина. Это могло бы существенно увеличить пассажиропоток, дополнительно плюс 4 млн человек», — сказала Евгения Уваркина, добавив, что пока этот вопрос остается открытым, потому что вторая концессия увеличит нагрузку на бюджет муниципалитета.

Заместитель главы администрации города Перми Виктор Агеев выступил с докладом о модернизации трамвайной сети города через механизм концессии. Он сообщил, что в его городе вопрос ликвидации трамвайной сети даже не рассматривался, а проект модернизации электротранспорта является продолжением комплексной транспортной реформы, начавшейся в 2020 году переходом на брутто-контракты, безналичную оплату проезда и единые проездные. Он напомнил, что в городе действует 70 автобусных и девять трамвайных маршрутов. Доля трамваев в пассажиропотоке составляет 12%, при этом на 90 выпускаемых вагонов приходится 717 автобусов. Из 110 км трамвайных путей 58% требуют капитального ремонта, а неудовлетворительное состояние инфраструктуры и износ половины парка подвижного состава не позволяют реализовать весь потенциал трамвайной сети. Он отметил, что проектом концессии с ООО «Мовиста Регионы Пермь» предусмотрена реконструкция трамвайного депо «Балатово», реконструкция семи тяговых подстанций и 35 км трамвайных путей, а также закупка 44 новых трамвайных вагонов. С учётом ранее закупленных начиная с 2010 года полностью и частично низкопольных вагонов, подвижной состав трамвая будет обновлён таким образом полностью, а модернизация трамвайной сети Перми должна пройти за три года. Плата концедента предусмотрена в виде инвестиционного платежа и эксплуатационного платежа. Общая стоимость концессии 16,3 млрд руб., из которых 4,6 млрд руб. капитальный грант (из федерального бюджета финансируется 4,3 млрд руб.) и 11,7 млрд руб. заёмные средства инвестора по субсидированной ставке около 5,5%.
Заместитель главы администрации города Перми Виктор Агеев выступил с докладом о модернизации трамвайной сети города через механизм концессии. Он сообщил, что в его городе вопрос ликвидации трамвайной сети даже не рассматривался, а проект модернизации электротранспорта является продолжением комплексной транспортной реформы, начавшейся в 2020 году переходом на брутто-контракты, безналичную оплату проезда и единые проездные. Он напомнил, что в городе действует 70 автобусных и девять трамвайных маршрутов. Доля трамваев в пассажиропотоке составляет 12%, при этом на 90 выпускаемых вагонов приходится 717 автобусов. Из 110 км трамвайных путей 58% требуют капитального ремонта, а неудовлетворительное состояние инфраструктуры и износ половины парка подвижного состава не позволяют реализовать весь потенциал трамвайной сети. Он отметил, что проектом концессии с ООО «Мовиста Регионы Пермь» предусмотрена реконструкция трамвайного депо «Балатово», реконструкция семи тяговых подстанций и 35 км трамвайных путей, а также закупка 44 новых трамвайных вагонов. С учётом ранее закупленных начиная с 2010 года полностью и частично низкопольных вагонов, подвижной состав трамвая будет обновлён таким образом полностью, а модернизация трамвайной сети Перми должна пройти за три года. Плата концедента предусмотрена в виде инвестиционного платежа и эксплуатационного платежа. Общая стоимость концессии 16,3 млрд руб., из которых 4,6 млрд руб. капитальный грант (из федерального бюджета финансируется 4,3 млрд руб.) и 11,7 млрд руб. заёмные средства инвестора по субсидированной ставке около 5,5%.

В рамках сессии были также высказаны предложения по доработке законодательства и снятию регуляторных барьеров, масштабированию запущенных инвестиционных механизмов и форм партнерства на новые сферы, повышению компетенций участников рынка и внедрению единых инструментов для подготовки и оценки проектов.