Найти тему

Головоломка помогает понять принцип работы мышления

В этой игре, опуская лот в неведомое море, из глубины получаешь ответ, например: «неплохо на этот раз», или: «тут ты дал маху, приятель», или, наконец: «пошло, как по маслу; продолжай в том же духе». И тогда ты повторяешь, или исправляешь, предыдущий ход — и снова ждешь у воды…
А. Гротендик
Photo by Jonathan Kemper on Unsplash
Photo by Jonathan Kemper on Unsplash

Попалась в руки металлическая головоломка на разъединение двух деталей. Вначале кажется, что это невозможно. Отверстие слишком маленькое, через него ни за что не пройдут толстые части другой детали.

А потом замечаешь, что в поле внимания содержится только часть головоломки. Та, которая соединена. Переносишь внимание на другую половину деталей. И внезапно головоломка разъединяется. Но как это произошло? Пробуешь соединить обратно. Перебираешь в памяти положения деталей. Ничего не выходит, пока внезапно две части не собираются. Чтобы понять решение, процедуру приходится повторять несколько раз. С каждой попыткой тратишь всё меньше времени, пока нужное положение не фиксируется в сознании. После этого решение занимает секунды.

Замените в тексте “решение головоломки” на решение задач, уравнений, чего угодно и получится схема обучения человека. Вначале есть проблема, которая кажется нерешаемой. Потому что мало фактов. Нейронная сеть, которая занимается сознательным решением задач вмещает всего три единицы информации.

Но дополнительные факты загружаются в другую нейронную сеть. Дефолт-систему. Она оперирует сотнями единиц информации, соединяет, жонглирует. Сознание не способно уместить в себя столько. Поэтому, когда решение приходит, кажется, что оно именно пришло откуда-то из вне. Хотя на самом деле изнутри.

Дальше сознание пытается уловить это решение. Для этого нужны повторения. Снова и снова, пока вся последовательность шагов не соберется в структуру. В единый информационный объект. После этого решение уже не представляет трудности.

Отсюда решение однотипных примеров и проговаривание правил. Но первый этап упускается. Поиск решения. Когда ребенок сам взаимодействует с объектом, пытаясь понять как с ним работать. В этом процессе роль преподавателя: поставить цель, предоставить информацию, дать обратную связь. Но это, конечно, весьма утомительно.