Найти тему
СВОЛО

Исключения в эпохе натурокорёжения

Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: «"Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве Петрова-Водкина», и стал читать. Авторессой оказалась известная мне особа, перепечатывающая из интернета предложения к себе. Как и следовало ожидать, не нашла она в сети и сама не додумалась, что этим циклом хотел сказать художник. Сама – потому что не умеет анализировать и синтезировать, в сети – потому что там засилье формалистов.

И у меня возник соблазн попробовать свои силы. Ведь мне везёт: я уже чуть не всех, корёживших натуру на грани 19 и 20 веков расшифровал не формалистски. А последним моим «открытием» я утвердился во мнении, что Шагал двойное исключение из корёживших. Все это делали от крайне, ну совсем крайне, негативных переживаний, а Шагал – от радости жизни. Самой зачуханной. Духарился (см. тут), её не стесняясь. Тем паче, что был недоучка, а кругом – мода на корёжение. То есть все корёжили искренне и страдая, а он – шутя и радуясь.

Я и подумал: а не проверить ли, не духарился ль и Петров-Водкин в Африке? Стал искать намёки на это в интернете и нашёл:

«Да и потом, уже когда имя Петрова-Водкина произносили с почтительным придыханием, он так и не избавился от воинственной провинциальности» (https://aif.ru/culture/person/kuzma_petrov-vodkin_avantyurist_talantische_prorok).

Но прежние мои подходы к Петрову-Водкину хорошо встраивали эту низость как пару к высокому открытой им сферической перспективы (вид с очень большой высоты).

«Равнодействующая» такого низкого и высокого была гармония низкого и высокого – идеал типа Высокого Возрождения. В чём-то созвучный в России начала 20 века со строительной функцией революции (которую иные считают длившейся с 1905 года по 1922). То есть позитивное переживание.

По Африке Петров-Водник путешествовал в 1907-м. Но он «увидел землю, как планету» (https://www.livelib.ru/quote/43776871-prostranstvo-evklida-kuzma-petrovvodkin) ещё до того, как обратился к живописи. Итогово. Значит, в Африке он мог искать впечатлений низкого, имея в виду результирующую итоговость. Что это за низкое?

Пребывание в безмыслии.

Петров-Водкин. Африканское дитя. 1907.
Петров-Водкин. Африканское дитя. 1907.

Где-то вычитал, что, когда наблюдаешь представителей первобытных племен, то можно заметить, что на малейшее раздражение, выводящее их из дремоты, они стараются исчезнуть. Могут сидеть часами неподвижно, когда же их спрашиваешь: «А что вы делаете? О чем думаете?» – они обижаются и говорят: «Только сумасшедшие думают – они держат мысли в своей голове. Мы не думаем».

А вот наивность.

Петров-Водкин. Африканский мальчик. 1907.
Петров-Водкин. Африканский мальчик. 1907.

Его вниманием легко завладеть. Он рот откроет.

А вот и слов не нужно.

Петров-Водкин. Поцелуй. 1907.
Петров-Водкин. Поцелуй. 1907.

Девушка глаза не закрыла.

И всё такое тёмное.

Вполне годится как подсобный материал для чего-то будущего. А вовсе не как самостоятельные картины. Может, годится как предвестие тёмного места в самой знаменитой.

Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912.
Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912.

Художник тёмной водой замаскировал не тёмным показанное низкое, телесное, сласть купания, наготу, естественность. Низкое и в искажениях пропорций.

-6

Конь гораздо толще, чем нужно, немного короче, чем нужно. У человека одна рука не дотягивает до нормы, плечи, кажется, узки.

А высокое тут – глобальный взгляд на планету, не меньше, выраженный сходящимися вниз вертикалями. – Вот столкновение этих противочувствий (низа и верха) и даёт неосознаваемый катарсис гармонии низкого и высокого.

23 сентября 2022 г.