Уважаемые жители и подписчики!
Сегодня поговорим о том, как проходит адаптация первоклассника к школе.
А также о том, как вычислить школьную дезадаптацию ребёнка.
🙍♀️🙍♂️По статистике, больше трети младших школьников сталкиваются с проблемами в адаптации к школе. Проблемы могут возникнуть в первом классе или при переходе из класса в класс.
Как происходит адаптация.
Часто родители преуменьшают важность и сложность процесса адаптации, думая: «Мой ребёнок уже умеет читать и писать, значит, всё остальное ему дастся легко». Но это не так.
Существует два основных компонента адаптации:
• Физиологический — когда ребёнок привыкает к новому режиму, нагрузкам, ритму происходящего вокруг. Чтобы пройти этот этап, требуется примерно от двух до шести недель.
• Психологический — когда ребёнок знакомится и находит контакт с учителями, налаживает отношения с одноклассниками, привыкает к новым условиям и требованиям. На это требуется от одной до трёх недель.
Физиологическая адаптация.
Первый этап физиологической адаптации психологи называют «физиологическая буря» — это период, когда все системы в детском организме работают в полном напряжении и ребёнок тратит множество ресурсов на то, чтобы привыкнуть к огромному количеству новшеств в своей жизни.
В это время ребёнок испытывает перегрузки, сравнимые с теми, которым подвергают космонавтов перед выпуском на орбиту. Могут возникнуть повышенная утомляемость, медлительность, склонность к капризам. Ребёнок может захотеть на время вернуться к дневному сну. Всё это нормально. Помните, что его организм сейчас подвергается сложнейшим перегрузкам, и проявите понимание.
Второй этап физической адаптации — «неустойчивое приспособление», когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, но это всё ещё очень энергозатратно.
Третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Он связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем‑то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.
Социально‑психологическая адаптация.
✔️дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
✔️учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
✔️учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
✔️учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.
В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»).
А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.
Как определить, нормально ли проходит адаптация.
Если прошло три месяца и ваш ребёнок в целом положительно относится к школе, у него появились друзья, он справляется с материалом — значит, всё в порядке. Но если прошла четверть, а он всё ещё не знает имён большинства одноклассников, не может выполнять задания самостоятельно, если его раздражают даже разговоры о школе — скорее всего, что‑то пошло не так и пора вмешаться.
Признаки школьной дезадаптации.
Дезадаптация — это нарушение приспособления школьника к меняющимся условиям обучения. Она может возникнуть как в начале пути, в первом классе, так и при переходе из начальной школы в среднюю или при смене класса либо школы.
Если вы предполагаете, что у вашего ребёнка проблемы с адаптацией в школе, — сверьтесь с чек‑листом:
⚠️Ребёнок резко меняет своё поведение (был холериком, стал флегматиком).
⚠️Изменилось отношение к школе: снизилась учебная мотивация, пропал интерес.
⚠️Ребёнок не любит разговоры о школьной жизни, переводит их на другую тему.
⚠️Приходит из школы очень уставшим или очень возбуждённым.
⚠️Стал чаще жаловаться на здоровье: болит живот, голова, постоянно простывает.
⚠️ К выходным дням настроение повышается, вечером в воскресенье или с утра в понедельник портится, может подняться температура.
⚠️Ребёнок становится капризным, плаксивым, раздражительным.
⚠️Ребёнок жалуется на плохое отношение к нему в школе со стороны ребят или учителя (иногда необоснованно).
⚠️Клинические проявления: нарушился сон, аппетит, появились тики, энурез, тревожное расстройство.
Присутствие хотя бы трёх признаков — знак, что проблема действительно есть.
4 причины школьной дезадаптации.
Важно понимать, что проблемы в школе чаще всего появляются не потому, что ребёнок ленится или не старается. Дезадаптация — это не выбор ребёнка! Она возникает, когда детскому организму не хватает сил и ресурсов на то, чтобы справиться с большим количеством изменений, происходящих одновременно.
Обычно дезадаптация связана с этими четырьмя причинами:
❗️Физические и умственные перегрузки. Стресс слишком большой, организм не справляется, могут появиться соматические признаки (тошнота, повышение температуры, головная боль).
❗️Плохой контакт ребёнка с педагогом. Учитель — центральная фигура в жизни класса, он не только ведёт урок, но и помогает детям справиться со всеми проблемами (ударился, облился, потерял вещи, поругался с другом). Если ребёнок боится педагога, не может попросить его о помощи — адаптация будет крайне сложной.
❗️Трудности в общении со сверстниками. Особенно трудно бывает детям, которые не посещали детский сад, а также тем, у кого нет братьев и сестёр: у них не сформированы навыки знакомства, им нелегко находить общий язык с другими детьми, сложно проявлять терпение и вовремя прекращать общение.
❗️Аномальный тип семейного воспитания. Например, если ребёнок рос в очень жёсткой, авторитарной семье, он будет бояться сделать ошибку, не сможет быть активным, отвечать на уроке. Ребёнок из семьи с гиперопекой может растеряться, ему будет сложно научиться брать на себя ответственность.
Кроме того, есть дети, которым особенно сложно даётся привыкание к новым условиям, — это так называемые дети группы риска:
• дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
• дети с низким когнитивным темпом;
• часто болеющие дети;
• левши и амбидекстры (те, которые одинаково хорошо умеют писать левой и правой рукой);
• дети с эмоциональными нарушениями (агрессивные, слишком застенчивые и тревожные);
• дети с временной задержкой психического развития;
• дети с дислексией или дисграфией.
Причины и проявления школьной дезадаптации у этих детей связаны с особенностями их нейрофизиологического развития. Они смогут преодолеть эти трудности и войдут в школьную колею, но для этого им потребуется больше поддержки, чем остальным.
Как предотвратить дезадаптацию?
Для этого важно как можно раньше установить контакт с учителем и рассказать ему об особенностях вашего ребёнка:
▶️физиологических (например, быстро устаёт или есть пищевые аллергии),
▶️особенностях развития (например, гиперактивность или дислексия),
▶️особенностях характера (например, очень стеснительный или, наоборот, стремится всё время привлекать внимание),
▶️особенностях семьи (например, недавно произошло трагическое событие в семье).
Адаптация будет проще, если вы заранее научите ребёнка простым, но крайне важным в школе навыкам самоорганизации: собирать портфель, складывать всё по списку, застёгивать пуговицы, следить за расписанием. Также важно начать заранее перестраивать режим дня и за несколько недель до выхода в школу начать укладывать и поднимать ребёнка по школьному графику.
Актуализируйте положительный опыт прошлых лет: напомните ребёнку о том, как он привык к детскому саду, или вспомните переезд и другие переломные моменты.
Проговорите или продемонстрируйте в ролевой игре правила общения с одноклассниками и учителями.
И самое важное — обязательно находите время для доверительной беседы. Побольше расспрашивайте ребёнка о том, как проходят его дни в школе: с кем он сегодня играл и во что, было ли ему страшно или грустно, с кем он повздорил и почему, нравится ли ему учитель и так далее. Именно в таких разговорах могут открыться настоящие причины школьной дезадаптации!
Наш коллектив желает всем первоклашкам и их родителям спокойного и продуктивного учебного года!
#ДЗМ #НовостиПоликлиник #ДГП132