История выпускницы коррекционного интерната, которую поддерживает проект «Дистанционное образование»
Наташе 29 лет. Весной она родила вторую дочку, а в начале лета — сдала последние экзамены, чтобы ее перевели в седьмой класс. Наташа с 9 лет училась в коррекционном интернате 8 вида, но три года назад решила пройти общеобразовательную программу, чтобы получить аттестат. Мы попросили ее рассказать, зачем в 26 лет она снова пошла в школу, почему она оказалась в интернате и как уже во взрослом возрасте у нее появилась настоящая приемная семья, которая ее поддерживает.
Первая приемная семья и детдом
Когда я родилась, врачи сказали, что я не буду ходить. От меня отказались в роддоме, и я попала в дом малютки. В четыре месяца меня забрали в семью, где было еще двое кровных и четверо детей из детдомов. Приемные родители водили меня по врачам, мне сделали операцию на ноги, в четыре года я начала ходить.
Когда училась в третьем классе, меня и других приемных детей забрали. Я не знаю точно, что произошло, но о той семье у меня остались только негативные воспоминания. Как мне подарили рваное грязное фиолетовое платье, как в мой день рождения меня выставили из квартиры и спросили, где я хочу жить.
Так в девять лет я попала в детдом. Перед этим меня отправили в больницу, так делали раньше со всеми детьми перед распределением по учреждениям. Там я пролежала месяца три. А потом меня отправили в психиатрическую больницу, где продержали около полугода. Только после этого я оказалась в детдоме.
Сначала меня определили в коррекционную школу 8 вида. Но там сказали, что мне нужно учиться в общеобразовательной, а в коррекции делать нечего. Так и поступили. Меня перевели в обычную школу, но это была середина года, я много пропустила, пока лежала в больницах, так что меня перевели обратно.
Кровная семья
Когда я была в детдоме, меня нашла моя кровная бабушка. От нее я узнала, что у меня есть родной брат и двоюродные брат с сестрой. Они стали меня навещать, а потом и я к ним ездила где-то раз в полгода-год.
Бабушка рассказала, что она меня искала. Что она знала обо мне с рождения, но не знала про отказ, пока мать не выписалась одна из роддома. Когда меня забрали в приемную семью, бабушке не могли сообщить, что это за люди и с кем я живу. Поэтому нашла она меня только в детдоме.
От нее я узнала, что моя мама умерла со своей сестрой в 29 лет. У них было трое детей: мой родной брат и двоюродные брат с сестрой. Бабушка оформила на них опеку. Меня она нашла, когда мне было 10 лет. Она тогда уже болела и четвертого ребенка бы просто не потянула. Я к ней приезжала, но не чувствовала себя родной. Не чувствовала никакой родственной связи.
Жизнь после детдома и вторая приемная семья
В детдоме я прожила до 15 лет, почти закончила девять классов, но экзамены не сдавала, потому что лежала в психиатрической больнице, куда меня часто отправляли из-за поведения. Когда меня выписали, то выдали без экзаменов аттестат, и я пошла на повара в училище.
Потом сразу выучилась на маляра-штукатура, потому что старалась получить как можно больше профессий. В 19 лет я закончила обучение, и через год у меня родилась первая дочка. Сейчас ей уже 9 лет. Ее отцу я ничего не сказала, потому что боялась, что он ее заберет.
Хотя после выпуска из детдома я получила от государства комнату, жить там было невозможно. Она была на первом этаже, из-за подвала в квартире была плесень. Нужно было делать ремонт, но одной с маленьким ребенком это было тяжело. И я нашла приют для мам с детьми при социально-реабилитационном центре.
Еще в детском доме у меня появилась зависимость. Своей ответственной жизни у меня не было. Я не привыкла жить одна, а тем более с маленьким ребенком, поэтому по приютам ездила. В одном из них пять лет назад я познакомилась с людьми, которые стали приемными родителями для меня и моей старшей дочки.
Женщина, которую я сейчас считаю матерью, была сестрой милосердия в ПНИ. Вместе с мужем они привезли оттуда в приют, где жила я, девушку: спасли ее и будущего ребенка. Так мы и встретились.
Они стали меня поддерживать. А потом у дочки случились проблемы с зубами, я не знала, как быть, позвонила им. Они сказали, чтобы я приезжала к ним, что они сейчас вызовут мне такси. Я сомневалась, но ради дочки поехала. Так мы и стали жить вместе.
Приемные родители сказали, что я обязательно должна пойти лечиться, потому что до этого я не проходила программы реабилитации до конца. Я нашла лечение, но туда не брали с детьми. Я попросила родителей оформить опеку над дочкой. Они помогли ее устроить в садик, а я уехала в центр реабилитации.
Снова в школу
Когда я вернулась, мы с родителями стали искать вечернюю школу, чтобы я могла получить нормальный аттестат. Но никуда не брали с коррекцией 8 вида. А потом мы нашли центр «Вверх». Они проводят очные занятия в Москве, а я живу в Петербурге, так что меня связали с проектом «Дистанционное образование». Так я снова пошла школу и стала проходить общеобразовательную программу с 5 класса. У меня шесть репетиторов: по математике, русскому языку, литературе, географии, истории, биологии. В этом году меня перевели в седьмой класс.
С прошлого года я стала совмещать учебу с работой в магазине. Сначала раскладывала товары по полкам, потом меня повысили до кассира, а после этого — до администратора. В январе этого года я ушла в декрет и весной родила вторую дочку.
Ее отец знает про нее, но сам ведет себя как ребенок, так что помогают мне только родители. Я продолжаю учиться и жить с ними.
Зачем я снова пошла в школу? Наверное, это связано с моей крестной. Она работала семейным психологом и приходила еще в мою первую приемную семью, когда я была маленькой. Я смутно это помню, зато хорошо помню, как она навещала меня в детдоме, как забирала на выходные, как крестила меня в 14 лет.
Она даже хотела оформить на меня опеку, но я уже тогда привыкла жить в детдоме и к той жизни. В 14 лет я уже и курила, и пила. А в ее семье были свои правила и ограничения, поэтому отказалась к ней идти.
Как-то я сказала ей, что тоже хочу быть психологом. Она стала объяснять, что для этого нужно 9 классов закончить. И вот теперь я к этому двигаюсь шаг за шагом.
Комментарий Светланы Чальцевой, координатора проекта «Дистанционное образование»:
— В этой жизни каждый человек заслуживает шанс на реализацию, на благополучное устройство. Есть люди, которым этот шанс дан с детства: они рождены в семье, окружены любовью и поддержкой близких, у них есть возможность получить хорошее образование, а потом устроиться на стабильную работу. Их путь понятен и предсказуем.
Но кто-то рождается совсем в других условиях: когда от ребенка отказываются в младенчестве, потому что он какой-то не такой, когда его предают несколько взрослых, не справившихся с трудностями, а потом этот подросток уже сам ведет себя вызывающе, потому что не знает другого способа привлечь к себе внимание, а по сути — взывает о помощи. И сколько бы человеку не было лет, он заслуживает, чтобы к нему относились уважительно и принимали его, несмотря на его прошлое.
Наш же образовательный проект дает шанс тем ребятам и молодым взрослым, кто хочет изменить свой жизненный путь через образование.
Поддержать работу проекта можно по ссылке.
#волонтерывпомощьдетямсиротам
#дистанционноеобразование
#детисироты
#учителям