"Если я принимаю имя вещи за тоже, что есть она сама, я буду вынужден произнести имя "ничего", либо, если я назову имя, как имя чего-то, то получится только имя имени, а не чего-то другого." Платон
Чтобы разобраться, как работает этот закон, давайте обратимся к натюрмортам XVII века. Статичные и понятные на первый взгляд композиции на самом деле полны символизмом.
Обратимся к картине Питера Класа «Натюрморт с рыбой, хлебом и вином». Что мы видим? На первый взгляд все понятно - рыба, хлеб, вино, нож, немного орехов. По-видимому это обычный обед среднего класса в Голландии. Но если мы видим обед, мы не видим ничего. Давайте подумаем, что мы можем увидеть этим обедом, используя изображенное как оптический прибор, открывающий подлинный смысл картины.
Нож – есть символ предательства, орудие пыток; напоминает об уязвимости человека и о его смертности.
Рыба – раннехристианский символ Иисуса Христа.
Хлеб – это символ тела Господа, а в сочетании с вином – таинство причастия.
Орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; а без скорлупы, как на картине- душа освобожденная.
Соль, а мы видим на заднем плане солонку, – воскрешение и надежды на вечную жизнь.
Виноградные листья, лежащие сверху на рыбе - символ божественного покровительства.
И вот на первом плане у нас остаётся все тот же обеденный стол, но глядя не на предметы, а предметами на идею художника, можно увидеть библейскую историю, повествующую о возможности воскрешения души.
Чтобы понимать натюрморты того времени, нам нужно хорошо разбираться в символике и истории и изучать эмблематические книги, где расшифровывались многочисленные символы. А как это может быть связано с моей и твоей жизнью? То, что меня окружает – это имена имен, карта, снятая с территории. А как мне увидеть саму территорию?
ПРИМЕР: Начальник отчитал при всех за просроченный дедлайн - испытываю стыд, обиду, злость.
Обращаясь на секунду к закону «Люди не имею качеств» мы понимаем, что начальник, это просто человек. Для меня он начальник, а для кого-то он подчиненный, а ещё для кого-то он отец, муж, друг, сосед и т.д Тогда, почему же такие сильные эмоции всплывают при взаимодействии с ним?
Как следует покопавшись в своей памяти, можно обнаружить, что, возможно, на самом деле я стою сейчас не перед начальником, а перед школьным учителем, который перед всем классом отругал меня за глупые ошибки в диктанте. Все смеялись, а мне было очень стыдно. И когда начальник начинает повышать на меня голос, во мне просыпается восьмилетний ребёнок, над которым смеются всего его друзья и видимо считают очень глупым.
В итоге мы получаем следующее - начальник - это просто название, но на самом деле мы видим перед собой кого-то другого: учителя, маму или папу; и боимся сейчас не мы и не начальника, а наш внутренний ребёнок боится строгого родителя, который кричит и ругается, хотя мы ждали от него любви. А тот, кто "начальник" - это некто с бесконечным набором характеристик.