В последнее время меня несколько раз упрекали - сколько можно про иностранных моряков писать - не лучше ли о своих? Это лишь доказывает то, что в перечень статей журнала, а их уже более 1000, приводимый в конце каждой новой статьи, им заглянуть влом. Ну, то такое.
Есть и несколько статей на эту тему о конкретных событиях того времени. Давайте продолжим. Кстати, французские или итальянские подводники в ту войну практически себя не проявили, в отличие от немцев или англичан. А вот наши на Чёрном море действовали достаточно успешно, и это при том, что судоходство там не шло ни в какое сравнение с Атлантикой, да даже и с Балтикой.
Надо сразу отметить, что к началу войны на Чёрном море имелось лишь 4 подводные лодки устаревших конструкций под романтическими названиями "Карась", "Карп", "Судак" и "Лосось".
В апреле 1914 года был создан отдельный дивизион подводных лодок, а уже в сентябре его преобразовали в бригаду под командованием участника Цусимского сражения капитана 1 ранга Вячеслава Евгеньевича Клочковского
Он командовал подводными силами на Чёрном море всю войну, потом служил в украинском флоте, врангелевском, а закончил адмиралом польского. Что никак не умаляет его качеств боевого офицера - во время войны он постоянно выходил на лодках на боевые задания.
Дивизион в полном составе:
Более современные подводные лодки "Морж", "Тюлень" и "Нерпа" были заложены в Николаеве ещё в 1911 году, но строились ни шатко, ни валко и вступили в строй только в 1915 году.
Давайте проследим судьбу одной из них, "Моржа", потому что о самом результативном, "Тюлене" под командованием Михаила Александровича Китицина я уже писал.
"Морж" на фоне госпитального судна "Пётр Великий"
У причала:
К сожалению, не нашёл фотографии его первого командира Владимира Владимировича Погорецкого, за исключением вот этой, где он на мостике своей лодки в белой фуражке:
Вообще, я пытался найти снимки всех упомянутых в тексте офицеров, пусть и не парадные. К сожалению полностью это не удалось. Если кто из читателей располагает ими, с радостью вставлю в текст.
5 июля 1915 года в свой первый поход отправился подводный минный заградитель "Краб"
Командир, на тот момент лейтенант, Лев Константинович Феншоу
Штурман мичман Нестор Александрович Монастырёв
Интересна цель этого выхода. Только что построенный линкор "Императрица Мария", пока что небоеспособный, должен был перейти из Николаева в Севастополь. Чтобы исключить его встречу с немецким "Гебеном", тогда ещё активно действовавшим на Чёрном море, было принято решение перегородить выход из Босфора минным заграждением, но сделать это скрытно от противника. Лучше всего для этого подходил только что вступивший в строй "Краб".
На нём в этот поход отправился и В.Е. Клочковский с флагманским штурманом М. Паруцким. На борту заградителя находилось 58 мин, это вам не 14 на немецких подводных минзагах. А сопровождали "Краба" ПЛ "Морж" (В.Погорецкий), "Нерпа" (Б.Соловьёв) и "Тюлень" (П.Бачманов).
Они должны были обеспечить минную постановку. И она удалась на славу. На этих минах подорвался и затонул пароход "Угурола", потом канонерская лодка "Иса Реиз", причём она так и не вошла в строй до 1924 года. Турки заподозрили неладное и провели траление, выловив несколько мин. Но они не могли представить, что их выставлено почти 6 десятков. 5 июля 1915 года при выходе из Босфора подорвался и едва не погиб немецкий крейсер "Бреслау". Однако есть предположения, что он налетел на минную банку, выставленную русскими эсминцами.
Всего в течение войны "Морж" уничтожил и захватил 33 судна. Надо понимать, что на Чёрном море основные перевозки противника осуществлялись на достаточно небольших судах, в том числе и парусниках. Однако на его счету и пароходы водоизмещением до 2000 тонн, а 1 ноября под его клыки попал и "Гебен", к тому времени переименованный в «Явуз Султан Селим».
Был зафиксирован взрыв торпеды, а в перископ наблюдалось облако дыма или пара. Крейсер медленно втянулся обратно в пролив и после этого адмирал Сушон запретил использовать его для охраны конвоев.
Подводные лодки действовали также и во взаимодействии с надводными кораблями. 23 августа 1915 года был уничтожен турецкий конвой. Эсминцы "Быстрый" и "Пронзительный" совместно с ПЛ "Нерпа" потопили 4 транспорта общим водоизмещением 7861 т, буксир и 2 баржи. Крейсер "Гамидие" и два турецких миноносца оказались бессильны. За этот бой командир "Нерпы" старший лейтенант В.В. Вилькен награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.
К тому времени опасным противником наших лодок стала вражеская авиация. 10 марта «Моржа» атаковал германский гидросамолёт, сбросивший семь бомб, одна из которых угодила точно в корпус, повредив торпедный аппарат, но по счастливой случайности не взорвалась. Ответить подводники могли только из наганов и трёхлинеек.
Подгорецкий написал рапорт с требованием установки зенитного вооружения и покраски лодки в менее заметный цвет. Уже через несколько месяцев вражеских лётчиков встречал огонь из 37 мм противоаэропланных пушек и зенитных пулемётов, ведущийся хорошо обученными расчётами.
Июнь 1916 года. "Морж" буксирует в Севастополь захваченный турецкий парусник «Belouzar» с грузом керосина
В последний свой поход "Морж" отправился 28 апреля 1917 года под командованием старшего лейтенанта Альфреда Степановича Гадона.
Он оказался единственной российской лодкой, погибшей на Чёрном море в ту войну. Истинная причина его гибели неизвестна, считалось, что это стало результатом атаки авиации, но сейчас склоняются к подрыву на мине. На лодке находилось 42 человека, включая 6 офицеров. 28 июня 1996 года на территории Генерального консульства России в Стамбуле открыт памятник морякам подводной лодки "Морж".
В принципе, к 1917 году судоходство противника на Чёрном море было сильно ограничено. Особенно это отразилось на перевозке угля из восточных районов страны. Стамбул страдал от недостатка топлива, также это отразилось на боеспособности "Гебена" и "Бреслау".
А были ли соперники у наших подводников-черноморцев? Ну, куда же без этого?
Всего в боевых действиях на Чёрном море участвовали 11 кайзеровских подводных лодок, 6 из них по разным причинам были потеряны. Итогом стали 16 уничтоженных пароходов, 26 парусников, 2 баржи и погибший на немецкой мине эсминец. 16 августа 1916 года UB-7 атаковала шедшую в надводном положении "Нерпу". Первая торпеда прошла мимо, а вторая ударилась о нашу лодку под слишком большим углом, взрыватель не сработал, торпеда переломилась и затонула.
Я думаю, о делах других наших подводных лодок в тот период стоит более подробно рассказать в продолжении этой статьи.
Много я почерпнул из отличной книги "Подводные силы Черноморского флота", написанной моим однокурсником к.2р. Валерием Захаром и контр-адмиралом Юрием Ничиком. Книга издана в Севастополе в 2012 году тиражом 1000 экз., так что довольно редкая.
Ещё пара статей о черноморских подводниках периода 1-й Мировой войны:
Таран как оружие русских подводников
Какие люди служили на царских подводных лодках
.........................................................................................................................................................