Цель создания Area 120 заключалась в том, чтобы дать сотрудникам Google возможность экспериментировать или заниматься своими наработками в надежде, что они смогут наткнуться на новую грандиозную идею, такую как Adsense, Gmail или Google News.
Но по мере того, как экономика меняется, кажется, что Google постепенно отказывается от наработок, вместо этого пытаясь сосредоточить свои усилия на том, что приносит прибыль (или на сервисах, которые компания просто обязана запускать, несмотря на то, что они приносят убытки, например, Google Cloud). Вместо того чтобы позволять сотрудникам тратить 20 процентов своего времени на создание необычных приложений, генеральный директор Сундар Пичаи заявил, что компания должна использовать эти 20 процентов, чтобы повысить свою эффективность и производительность. Еще летом в своем обращении он призвал сотрудников быть «более предприимчивыми», но это больше походило на требование работать усерднее и искать способы сокращения расходов, а не сеять семена, которые в будущем смогут принести (или нет) свои плоды.
Такое мнение распространилось и за пределами компании. Согласно недавнему отчету The Information, некоторые рекрутеры, нанимающие сотрудников для стартапов, начинают сторониться Google, потому что у них сложилось впечатление, что сотрудники этого технологического гиганта в основном поддерживают старые продукты, а не создают новые.
Одним из ярких примеров является аппаратное обеспечение. Ранее на этой неделе поступило сообщение, что Google отменила проект Pixelbook, который был «на ранних стадиях разработки», чтобы сократить расходы, фактически предоставив другим компаниям возможность продвигать категорию Chromebook.
По данным компании IDC, занимающейся анализом рынка, компания даже не входит в пятерку крупнейших производителей Chromebook по доле рынка или количеству поставленных устройств. Google придется убедить людей выбрать именно его ноутбук, а не ноутбуки от таких надежных брендов, как Acer, HP или Lenovo, чего, похоже, масштабно не удалось провернуть с Pixelbook Go 2019 года (возможно, из-за его довольно высокой стартовой цены в 649 долларов — 41 500 рублей).
Другая продукция Pixel от Google также не радует своими обновлениями как раньше. Забавные, крутые фишки у Pixel 2 или Pixel 4 были веской причиной задуматься о покупке смартфона. А вот все, что сможет предложить Pixel 7 — относительно небольшое обновление, с очень похожим на предшественника дизайном. Так ли это на самом деле, мы узнаем 6 октября, но будет неудивительно, если все последующие модели станут «клонами» друг друга.
Однако было бы несправедливо утверждать, что Google не делает ничего нового, когда речь заходит о Pixel. В конце концов, компания расширяет свою линейку за счет смарт-часов и планшета. Однако ни то, ни другое, похоже, не считается уникальным продуктом, особенно это касается планшета, который в следующем году затмит новая линейка iPad. Создается впечатление, что Google просто играет в догонялки с Samsung (хотя на данный момент неясно, будут ли эти устройства вообще конкурентоспособными).
Google печально известен тем, что отказывается от проектов вскоре после их запуска, а иногда даже раньше — только за последний год или около того, он отказался от планов по интеграции банковских услуг в Google Pay (который в основном был заменен когда-то свернутым проектом Google Wallet), частично отказался от своей программы YouTube Originals и переквалифицировал Stadia из сервиса потокового вещания игр в технологию, которую компании могут использовать для своих целей (например, демонстраций товаров и услуг). Но есть разница между отказом от отдельных проектов и изменением культуры в сторону более консервативного отношения к экспериментам и наработкам. Чтобы точно сказать, что из этого хочет получить Google, потребуется больше данных, но такие шаги, как передача активов неудавшегося эксперимента стартапу и последующее инвестирование в компанию, кажутся менее амбициозными, чем просто перезагрузка проекта.
Все вышесказанное не означает, что Google стоит на месте — очевидно, что основные приложения и сервисы компании продолжают получать новые функции, изменения дизайна и доработки. Компания тратит почти 10 миллиардов долларов в квартал на исследования и разработки — эти деньги явно куда-то уходят. Однако сложно вспомнить хоть одну последнюю разработку компании, которая бы привела в восторг. Конечно, Youtube Shorts — неплохая задумка, да и Google старается привносить что-то новое в Android и Meet (конкурент Zoom), но эти изменения не являются инновационными.
Даже если бы Google полностью прекратил все экспериментальные разработки, он, скорее всего, не потерпел бы крах — его сервисы прочно вошли в нашу жизнь. Но если компания не будет что-то делать, ей будет трудно придумать следующий Gmail, Google Assistant или ChromeOS и помочь в разработке новых, инновационных категорий технологий (например, самоуправляемых автомобилей). Если компании хотят привлечь людей, которые будут строить будущее, они должны быть таким местом, где у этих людей будет возможность делиться своими идеями, которые будут впоследствии воплощены в жизнь на благо обществу. Будет очень жаль, если Google станет компанией, в которой этого нет.