Найти тему
Мифы и игры

Региональный миф. The Mooseman

Не только всем известные традиционные мифологии становятся основой для сюжетов видеоигр, но и региональные мифы могут многое рассказать нам в своей интерактивной форме. Одним из примеров "оживления" такого мифа является игра от пермской студии "Мортёшка" под названием "Человеколось" (англ. "Mooseman").

Геймплей

Простота и лаконичность: пара кнопок, и вы с лёгкостью разберётесь со способностями главного героя. Несмотря на такую незамысловатость, игре есть что предложить: кроме путешествия из точки А в точку Б, предстоит решать головоломки, находить запрятанные артефакты и сражаться с богами.

Первый артефакт в игре рассказывает о человеколосе
Первый артефакт в игре рассказывает о человеколосе

Главная способность героя - погружаться в мир духов. Особое зрение, "духовное", дарует знание о потустороннем и позволяет взаимодействовать с ним. Перемещение из мира людей в мир духов и обратно - это то, чем предстоит пользоваться всё время, но не только для дальнейшего движения, но и для открытия секретов. Будьте предельно осторожны: оба мира не так дружелюбны, как может показаться на первый взгляд.

Вторая способность, которую герой приобретает, - солнечный свет, свет Шонди. Разгадав загадку, вы получаете возможность освещать себе путь в тёмных местах, а также защищаться от нападения духов и решать головоломки. К сожалению, Шонди не может гореть всегда: после атаки придётся заново зажигать посох.

Третья способность, дарованная лишь в коротком эпизоде, - стрельба из лука. Реализация достаточно проста: герой выпускает стрелу до полного натяжения тетивы, задача игрока - успевать нажимать кнопку.

Способности героя, реакция и внимательность игрока помогут справиться с боссами-богами, количество которых небольшое, однако качество поражает. Способ борьбы против них будет различаться, поскольку характер каждого бога индивидуален, например, медведя Оша можно безболезненно обойти, вовремя останавливаясь и пригибаясь.

Мифология коми

Нарративные особенности игры

В начале игроку не предоставляется никаких сведений, кем предстоит управлять и для чего следовать вперёд. Блуждая среди диких, первобытных, таящих в себе множество загадок земель, мы по крупицам собираем легенду о демиурге Ене, боге-создателе мира, и его сыновьях. Всё, что встретится на пути: лесостепные просторы, пещеры, наваливающиеся сталактитами, заснеженные места, подводные толщи или вершина мира - все фоны создают иллюзию "многослойности", движения и жизни. Взгляд не будет прикован к одной точке, поскольку окружение в игре подсказывает, что делать дальше, и, более того, рассказывает легенду.

Покосившиеся идолы зажигают в темноте глаза, как только вы проходите рядом с ними, и частичка мифа открывается вам. Спрятанные в недрах, в движущихся горах, на высоких сучьях деревьев артефакты переливаются цветами и манят, чтобы их скорее подняли. Но не только достижение в Steam дарует вам нахождение всех артефактов, но и обширное знание о коллекции музеев Пермского края, о научных работах, посвящённых изучению культуры народов коми.

Мир людей более яркий, чем мир духов: когда уходите в потустороннее, цвета блекнут и проявляются белые силуэты духов и богов, следящих за героем. И не всё, что есть в мире людей, встретится в ином мире: они будто дополняют друг друга, возмещают недостающее.

Звуковое сопровождение прекрасно воздействует на воображение: будь то глубокие ворчания идолов, лёгкое шуршание духов, завывание ветра или же шорох, твёрдая поступь, скрип шагов героя - всё рисует картину зыбкого мира, недосягаемого, но почти-почти реального. Перемежается повествование женским чтением на коми-пермятском языке, которое позволяет ещё глубже нырнуть в древний мир язычества. А при переходе из одного мира в другой и в конце путешествия нас награждают хоровым пением от студенческого хора Пермского краевого колледжа искусств и культуры.

Описание овальной бляхи на коми-пермятском языке
Описание овальной бляхи на коми-пермятском языке

Кстати, для тех, кто возжелает броситься в омут мира коми, в игре есть локализация на коми-пермятском языке.

Легенда о Ене и его сыновьях

Основой для сюжета игры послужила общефинно-угорская мифология, частью которой является мифология народов коми: зыряне, пермяки и язьвинцы. Разработчики консультировались с Пермским краеведческим музеем в вопросах культурной базы. От многих изначальных задумок пришлось отказаться в угоду достоверности переложения мифа и сфокусироваться на единоличном миротворчестве демиурга.

По бесконечному океану плыла утка, из её яйца родился бог Ен, лось, отец всех людей и всего сущего. И сотворил бог из скорлупы яйца, в котором он находился, Средний мир, мир для живых существ. Остатки скорлупы пошли на создание богов, блуждающих по мирам. Под толщами океана, где плавала утка, образовался Нижний мир, мир злых и проклятых. А из двух лосиных голов Ен сотворил Верхний мир, место для духов и богов.

Демиург выбрал себе в жёны человеческую девушку, младшую из сестёр, и произвёл от неё семеро сыновей, полубогов-полулюдей, которых в мифе называют человеколоси. От отца они переняли знания о мире и богах, от матери - о людях, чувствах и заботах. Однажды Ен забрал с собой сыновей и распрощался с женой навсегда. Боги отправились на охоту за шестиногим лосем, который носил на рогах Шонди, солнце. Погиб лось, и Шонди упала в Нижний мир: остальные миры покрылись снегом и льдом, холод сковал всё вокруг. Тогда Ен предложил сыновьям тянуть жребий, чтобы по очереди вызволять Шонди из пучины морской и поднимать её на Верхний мир, откуда она сможет согреть всю землю.

Герой - это один из семи человеколосей, сыновей Ена. А значит, ему предстоит спуститься в Нижний мир и пронести Шонди до самой вершины миров. На пути ему встречаются человек-медведь Кудым-Ош, паук-проводник душ Черань, щука-водяной Вакуль, ворон-леший Ворса, бог северного ветра Войпель. Кроме этого, герою придётся быть аккуратным с ортами, душами умерших людей, ведь они могут навредить. В поселении Кудымкар, прозванном в честь Кудым-Оша, встретится Йома, злобная ведьма, ассоциирующаяся с болезнями и смертью, и от неё можно хитростью избавиться.

И вот мы отправляемся в одно из многочисленных путешествий сыновей Ена, проходящее через Нижний, Средний и Верхний миры. Для нас это в новинку, и мы постепенно, идол за идолом, раскрываем историю бога Ена и иных божеств, населяющих миры; артефакт за артефактом узнаём больше о мировоззрении народов коми; и шаг за шагом сами творим миф. Путь человеколося - это всего лишь крохотная частичка древнего мира, увлекающий за собой и интригующий.

Заключительные слова

Прелесть игры в её простоте и глубине. Она не просто пересказывает нам легенды, попутно знакомя с богами мифологии коми, но даёт на собственной шкуре "творить" миф: спускаться в тёмную и злобную пучину Нижнего мира, чтобы поднять Шонди на небо. Она не просто раскладывает перед нами кусочки пазла, но даёт игроку самому всё понять, увидеть и даже услышать.

-7

Однако не всем может прийти по вкусу техническое исполнение игры: несмотря на нетривиальность геймплея, прохождение неторопливое, временами возможно непонимание в плане применения способностей. Кроме того, узконаправленность сеттинга игры может как привлечь, так и оттолкнуть игроков.

В целом же "Человеколось" достоин хотя бы одного поверхностного прохождения, поскольку нарративная составляющая игры сильная, головоломки заставляют пораскинуть мозгами, а геймплей способен увлечь. Тем же, кто интересуется мифологией малых народов или древними верованиями вообще, игра также придётся по вкусу. А для всех заинтересованных в титрах и в подписях к артефактам указаны научные источники, где вы можете найти более подробную информацию о легендах народов коми.

Пишите в комментариях, играли ли вы в "Человеколося" или планируете ли, привлекают ли игры о региональных мифах ваше внимание.

Спасибо за внимание! Чтобы не пропустить новые и интересные статьи, подписывайтесь на канал, заглядывайте в Телеграм! :-)

#Themooseman #pcgames #игрынаандроид #человеколось #мифология #народыкоми #компьютерныеигры #мортёшка