Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Как Савва Мамонтов привил публике любовь к опере. Открытие Московской частной русской оперы

Савва Мамонтов сначала создал любительский театр в своем имении Абрамцево, а потом открыл Частную русскую оперу. Она стала первой негосударственной оперной антрепризой, которая имела постоянную труппу и ставила в основном русские произведения. Читайте, как на сцене мамонтовского театра прошли премьеры «Снегурочки», «Псковитянки» и «Садко» Николая Римского-Корсакова, кто из художников-передвижников создавал декорации и костюмы и как Мамонтов открыл известных певцов и дирижеров — Надежду Салину, Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова и Николая Ипполитова-Иванова.

НАДЕЖДА ЗАБЕЛА-ВРУБЕЛЬ В РОЛИ СНЕГУРОЧКИ В ОПЕРЕ НИКОЛАЯ РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА». 1898 ГОД. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА, МОСКВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ А.А. БАХРУШИНА, МОСКВА
НАДЕЖДА ЗАБЕЛА-ВРУБЕЛЬ В РОЛИ СНЕГУРОЧКИ В ОПЕРЕ НИКОЛАЯ РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА». 1898 ГОД. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА, МОСКВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ А.А. БАХРУШИНА, МОСКВА

В XIX веке у русских композиторов появился интерес к опере, а к 1870–80-м годам из исторических и волшебно-эпических опер Петра Чайковского, Александра Даргомыжского, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина уже сложился национальный репертуар. Однако они отличались от популярных тогда в России итальянских, немецких и французских опер: помимо пения, предполагали реалистичные и художественно цельные постановки. А для этого было нужно создавать серьезные декорации и костюмы, учить артистов актерскому мастерству и взаимодействию. Но императорские театры пока не справлялись с этой задачей и поэтому часто отвергали отечественные произведения.

СЛЕВА НАПРАВО (НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ): СКУЛЬПТОР МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ, САВВА МАМОНТОВ, ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. СЛЕВА НАПРАВО (НА ВТОРОМ ПЛАНЕ): ХУДОЖНИКИ ВАЛЕНТИН СЕРОВ, КОНСТАНТИН КОРОВИН И ИЛЬЯ РЕПИН В КАБИНЕТЕ ДОМА САВВЫ МАМОНТОВА НА САДОВОЙ УЛИЦЕ. МОСКВА, 1880-Е ГОДЫ (?). ФОТОГРАФИЯ: РЕПРОДУКЦИЯ ТАСС
СЛЕВА НАПРАВО (НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ): СКУЛЬПТОР МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ, САВВА МАМОНТОВ, ХУДОЖНИК ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. СЛЕВА НАПРАВО (НА ВТОРОМ ПЛАНЕ): ХУДОЖНИКИ ВАЛЕНТИН СЕРОВ, КОНСТАНТИН КОРОВИН И ИЛЬЯ РЕПИН В КАБИНЕТЕ ДОМА САВВЫ МАМОНТОВА НА САДОВОЙ УЛИЦЕ. МОСКВА, 1880-Е ГОДЫ (?). ФОТОГРАФИЯ: РЕПРОДУКЦИЯ ТАСС

Мамонтов же решил «приучить москвичей к русской опере». Осенью 1884 года он объявил за семейным обедом, что все-таки решил создать в Москве частный оперный театр. И на следующий день вместе с Кротковым уехал набирать труппу. На тифлисской сцене они увидели выступление меццо-сопрано Татьяны Любатович и баса Антона Бедлевича. Кротков сомневался: 25-летние певцы казались слишком молодыми. Однако Мамонтов отвечал: «Нам, Кротков, глина нужна, материал податливый», — и пригласил обоих в труппу. Остальные и вовсе были еще непрофессионалами, например сопрано стала 19-летняя студентка Петербургской консерватории Надежда Салина. Дирижировать позвали итальянца Иосифа Труффи. Художники, друзья мецената, продолжили оформлять спектакли. Директором театра стал Кротков.

Начать Мамонтов решил с «Русалки» Александра Даргомыжского. Однако снова все делали в спешке и режиссерской стороной спектакля занимались больше, чем музыкальным исполнением. 9 января 1885 года в Москве, в Камергерском переулке, в помещении бывшего Театра Корша, Савва Мамонтов открыл Частную оперу под названием Театр Кроткова. Артисты волновались и иногда не попадали в ноты, однако декорации и костюмы «Подводного царства» поразили публику, зал аплодировал. Поэтому Мамонтов не сдался, пригласил из Милана группу гастролеров и поставил «Аиду» Джузеппе Верди. Декорации для них впервые написал ученик Поленова — Константин Коровин. Премьера прошла 1 апреля с большим успехом.

НАДЕЖДА САЛИНА В РОЛИ НАТАШИ В ОПЕРЕ АЛЕКСАНДРА ДАРГОМЫЖСКОГО «РУСАЛКА». МОСКВА, 1885–1888 ГОДЫ. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА, МОСКВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ А.А. БАХРУШИНА, МОСКВА
НАДЕЖДА САЛИНА В РОЛИ НАТАШИ В ОПЕРЕ АЛЕКСАНДРА ДАРГОМЫЖСКОГО «РУСАЛКА». МОСКВА, 1885–1888 ГОДЫ. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА, МОСКВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ А.А. БАХРУШИНА, МОСКВА

Осенью 1885 года труппа вновь взялась за русскую оперу — «Снегурочку», которую Римский-Корсаков написал пять лет назад. Ее уже играли в Мариинском театре, но с сокращениями. Поэтому на сцене Частной оперы публика впервые увидела произведение полностью. Главную партию исполнила Надежда Салина. А работу Васнецова, Левитана и Коровина в этот раз похвалил даже влиятельный музыкальный критик Семен Кругликов: «Костюмы и декорации свежи, характерны и красивы». Однако Мамонтов видел: публика, привыкшая к иностранным исполнителям и произведениям, еще была не готова воспринимать русских певцов, музыку Римского-Корсакова и Даргомыжского. Кроме того, его труппе пока не хватало профессионализма, чтобы ставить такие сложные произведения, а эта затея уже стоила меценату три миллиона рублей. Поэтому, когда весной 1887 года его контракт с труппой Частной оперы закончился, Мамонтов распустил ее. Лабатович получила приглашение в итальянскую Королевскую оперу, а Николай Миллер, Степан Власов и Надежда Салина — в Большой театр.

Автор: Дарья Мартыненко