Найти в Дзене
Свет славы

Обманутая Чио-Чио-сан

Оглавление

Лейтенант военно-морского флота США, легкомысленный и ветреный Бенджамин Пинкертон решил жениться. Его женой станет японская гейша Чио-Чио-сан. Перед отъездом на родину он поразвлечётся таким образом. А стареть на одной подушке с женой-японкой не входило в его планы.

Свадьба американца и японки

В Нагасаки пришла весна, буйно цвела сакура. Лейтенант снял домик на холме. Туда он приведёт жену. Домик был похож на него самого – такой же хлипкий и ненадёжный, словно сооружённый из картона. Да и подниматься по каменистой тропинке было нелегко. «Не мне же здесь жить!» – усмехнулся про себя капитан американского флота.

Декорация для 1 акта «Мадам Баттерфляй», Нагасаки. 1906. (Авторство: Archivio Storico Ricordi, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia)
Декорация для 1 акта «Мадам Баттерфляй», Нагасаки. 1906. (Авторство: Archivio Storico Ricordi, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia)

Для Пинкертона этот дом нашёл японец Горо, он же и показывал. У него он расспросил о Чио-Чио-сан по прозвищу Баттерфляй, т.е. Бабочка. Горо с удовольствием рассказал о девушке. Говорил он с каким-то вдохновением и восхищением, сравнил её со свежими цветами, звездой с золотыми лучами. Оказывается, у девушки умер отец, есть старенькая мать, двоюродные братья и сестры, другие родственники. После кончины отца семья бедствовала, и Баттерфляй пришлось стать гейшей. Не для неё эта скользкая стезя, но она вынуждена, поэтому рада выйти замуж за кого угодно. Когда Пинкертон её сосватал, в ней проснулась надежда на спасение, и уже за это она была благодарна ему. Чио-Чио-сан даже тайком приняла христианство, чтобы соответствовать будущему мужу. Приданое у неё простенькое: всякая мелочь вроде заколки, веера, гребешка, ещё есть нож, которым её отец сделал себе харакири. И девушке всего 15 лет.

Кадр из фильма «Чио-Чио-сан» (1939).  Баттерфляй – Мария Чеботарь, Пинкертон – Фоско Джакетти.
Кадр из фильма «Чио-Чио-сан» (1939). Баттерфляй – Мария Чеботарь, Пинкертон – Фоско Джакетти.

…Прислуга суетилась с последними приготовлениями, и тут явился приятель лейтенанта, американский консул Шарплесс.

Пинкертон признался ему, что не собирается жить с Баттерфляй, с ней проведёт ночь, развлечётся, а утром – поминай как звали. Незачем церемониться с обитателями этой дикой местности, законы его цивилизованной страны здесь не работают. Значит, можно творить всё, что захочешь. Так он оправдывал себя перед консулом, пытавшимся защитить честь девушки. Шарплесс же просил его не губить доверчивую Баттерфляй.

Но безответственному и самоуверенному капитану была безразлична судьба девушки.

Собрались гости, началась свадьба. Чиновник провёл обряд бракосочетания. И тут дядя Чио-Чио-сан, монах, узнал, что девушка сменила религию. Он впал в ярость, накричал на неё и даже ударил. Несчастная невеста от удара упала и горько разрыдалась.

Кадр из фильма «Чио-Чио-сан» (1939). Дядя Баттерфляй разбушевался.
Кадр из фильма «Чио-Чио-сан» (1939). Дядя Баттерфляй разбушевался.

Свадьба была испорчена, все гости быстро разошлись.

А женишок-то за словами в карман не лезет, он быстро успокоил её сладкими речами и обещанием вечной любви и счастья вдвоём. И на руках понёс красавицу на супружеское ложе.

Прощай, Баттерфляй!

Наступило утро. Лейтенант уплыл на корабле в свою Америку.

Через положенный срок у Баттерфляй родился голубоглазый сын с золотыми волосами, похожий на отца. В ожиданиях возвращения мужа прошло три года. Деньги уже были на исходе, на семью опять наваливалась нужда. Чио-Чио-сан была в ужасе от осознания того, что опять придётся встать на нелёгкий путь гейши.

А Пинкертон написал письмо Шарплессу, что в Америке женился, в Японию не собирается. Он попросил приятеля сообщить об этом Баттерфляй.

И вот консул пришёл в тот дом. Рассказал о Пинкертоне, о его женитьбе, но Чио ни о чём слышать не хотела. Она готова была ждать своего мужа, отца ребёночка, хоть всю жизнь.

Шарплесс написал Пинкертону о сыне. Это стало причиной приезда четы Пинкертонов в Японию.

Вот та же гавань, тот же город. Пушки сообщили о прибытии корабля. Чио-Чио-сан рассматривала каждое судно, прибывающее в порт. И вот она узнала корабль, который когда-то увёз её мужа! Волнение охватило молодую женщину. Тут же стала украшать дом, надеясь, что в том корабле вернулся муж.

Баттерфляй прождала его под окном почти до рассвета. Но его всё не было.

Шарплесс и Пинкертон со своей американской женой пришли к дому Чио-Чио-сан рано утром, к тому времени она вздремнула. Пинкертон специально выбрал раннее утро, чтобы не столкнуться с японской женой. Он намеревался известить жену только через её служанку по имени Сузуки.

Мужчину однако не оставил равнодушным знакомый сад, запах цветов, украшенный в его честь домик. Он осознал, что Баттерфляй любит и ждёт его, храня верность. Пинкертон струсил взглянуть в глаза женщины, в мгновение ока так возвысившейся перед ним. Он понял, как с ней подло поступил. И быстро пошёл прочь от этого домика.

А его американская жена осталась. Она решила забрать сына Баттерфляй.

Для японской жены слово мужа – закон. Баттерфляй покорно согласилась. Последний раз обняла своего сыночка, наказала ему запомнить свою маму и никогда не забыть её. Сказала, что очень любит его.

Зашла за ширму, взяла кинжал, которым когда-то закололся её отец, и нанесла себе удар...

История Баттерфляй – в литературе и искусстве

Печальную историю любви белого мужчины и японки рассказал французский офицер флота, писатель Пьер Лоти (1850–1923) в автобиографическом романе «Мадам Хризантема». В 1887 году Лоти побывал в Нагасаки и взял там себе временную жену-японку. Это событие легло в сюжет романа.

Произведение Пьера Лоти, в свою очередь, вдохновило американского писателя Джона Лютера Гонга. Он написал рассказ «Мадам Баттерфляй» (1898).

А по мотивам рассказа была создана одноимённая драма пером американского писателя Дэвида Беласко (1900).

По этой драме итальянцы Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза написали либретто, а композитор Джакомо Пуччини написал музыку, и так родилась знаменитая опера «Мадам Баттерфляй».

В 1939 году был снят фильм «Чио-Чио-сан». Его создали кинематографисты Италии и Германии. В роли японки снялась австрийская певица молдавского происхождения Мария Чеботарь, которая родилась в 1910 году в Кишинёве. Скончалась в 1949 году, в возрасте 39 лет от рака.