Давайте подробнее рассмотрим вопрос о том, когда же корейцы в России стали переходить на русский язык в качестве основного? Ведь сегодня российские корейцы (как и корейцы других стран СНГ) действительно могут называть себя русскоязычными. Если дедушки и бабушки еще говорили по-корейски, то нынешнее поколение корейским практически не владеет.
В прошлой статье мы поговорили о том, как первые корейцы оказались в России. Освоение русского языка стало происходить сразу после переселения первых корейцев в русское Приморье в 60-е гг. XIX в. Особенно активно это происходило в районах смешанного проживания с русским населением.
Как писал С.М. Меркулов, "...селясь в крае со своими семьями, корейцы вообще имеют большое влечение к русским школам. В Покровской волости, где имеется несколько корейских деревень, всего из 162 дворов свыше 50 мальчиков отправлены в школы Владивостока, Хабаровская, Никольск-Уссурийского для получения образования в средней школе. Двое в последние годы окончили гимназическое образование и уехали продолжать образование в русских университетах... Почти все дети оставшихся в крае детей, здесь родившиеся или привезенные малолетними, говорят по-русски. Корейцы отличаются стремлением, как только позволяют им средства, устраивать жизнь по образцу русских и вообще стремятся походить на европейцев. Ни одна из народностей, нам чуждых по крови из находящихся в Приамурском крае, не проявляет такого искреннего расположения к России, как корейцы"[7].
Со временем на Дальнем востоке России сложилась целая система образовательных учреждений, в которых корейцы имели возможность изучить русский язык.
Русскоязычное образование на Дальнем Востоке России было представлено русскими школами в Приморском крае: как правительственными, так и церковно-приходскими, миссионерскими школами.
«По справедливости, можно сказать, - отмечал В. Граве, - что школьное образование среди корейцев стоит выше, чем среди русского населения Приамурского края… у корейцев нет ни одного селения, где бы не было школы, а есть места, где их 2, не считая корейских школ для малолетних детей. Вполне сознавая пользу образования, корейцы не щадят денег на него и широко отпускают средства»[6]. Кроме того, корейцы вносили пожертвования из общественных денег на постройку школьных зданий и содержание учителей.
Вообще просвещение корейцев, как и других народов царской России, самым тесным и непосредственным образом было связано с началом и развитием православной миссионерской деятельности, с церковной и духовной жизнью.
Церковь и школа были неразрывными, ибо именно священнослужители были, как правило, единственными грамотными людьми в русских деревнях, умевшими читать и писать. Следовательно, они совмещали в себе и служителей культа и первых учителей.
Обучение корейцев русскому языку рассматривалось властями как инструмент ассимиляции корейцев в России. Н. Насекин писал, что "если в задачи русского правительства, здесь, на Дальнем востоке, должно входить быстрое и прочное ассемилирование инородцев, то, несомненно, одним из главных средств для этого является русская школа, устроенная и обставленная сообразно этой цели"[4].
Однако, из-за определенных проблем, осуществление этих планов сталкивалось с определенными затруднениями. Так, в первые годы своего существования школы имели большие трудности в своей работе, связанные с отсутствием квалифицированных учительских кадров. Это приводило к тому, что в школе часто оказывались случайные люди: священники, псаломщики, частные лица. Многие из них не знали корейского языка, а дети и местное население не разговаривали по-русски. Главной задачей процесса обучения они считали механическое заучивание на память и не стремились, а порой даже не знали, как сделать процесс преподавания доступным и интересным для детей[5].
Корейцы, прожившие несколько лет в иной культурно-бытовой и языковой среде понимали важность и необходимость образования для своих детей. Прежде всего, они были мотивированы теми выгодами, которые приносило знание русского языка. Поэтому корейцы сами начинали проводить активную деятельность по освоению языка и, в целом, по повышению грамотности среди диаспоры.
#корейцы #корёсарам #российскиекорейцы #история #приморье #дальнийвосток #диаспора
Использованная литература:
[1] Пак Б.Д. Корейцы в Российской империи. М., 1993, с. 151-152
[2] Предписание генерал-губернатора Восточной Сибири военному губернатору Приморской области от 30 августа 1866 г. - ГАИО. Фонд 24. Опись 10. Единица хранения 223. Комплект 1666. Лист 1
[3] Вагин, В. И. Корейцы на Амуре // Сборник историко-статистических сведений о Сибири и сопредельных ей странах. - Вып. 2 / В.И. Вагин. - СПб., 1875. - Т. 1- С. 20
[4] Насекин Н. Корейцы Приамурского края // Журнал Министерства Народного просвещения. Часть СССLII, Спб, 1904, с. 23-30. От ГН Переселение в Россию и просвещение в дорев период стр 10, глава2
[5] Сагитова О.И., Прозорова Г. Миссионерские школы для корейских детей на территории Приморского края (втор. пол. 19 в. – н. 20 в.). Известия корееведения в Центральной Азии. 2007 5 (13), С.182
[6] Граве В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. Вып.XI. - СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1912. - С. 187-188.
[7] Меркулов С.М. Вопросы колонизации Приамурского края. СПб., 1911, с. 41-42.// Цит по: Ким Г.Н. Глава 2. Переселение в Россию и просвещение корейцев в дореволюционный период.
[8] См: Ким Г.Н.Переселение в Россию и просвещение корейцев в дореволюционный период. Глава 2